Posted 7 августа 2021, 09:00
Published 7 августа 2021, 09:00
Modified 30 марта, 08:29
Updated 30 марта, 08:29
Российское общество обеспокоено ростом цен на бензин. Причем это беспокойство разделяется правительством, которое грозится запретить экспорт бензина. А водители, у которых машины на сжиженном газе, встревожены гораздо более сильным повышением газовых цен.
Петр Шкуматов член общественного совета ГУ МВД по Москве, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»:
Согласно нашему проекту «Мониторинг АЗС», мы проводим мониторинг цен на топливо в Москве и Московской области. В этом году реальные розничные цены таковы: цена на 92-й бензин выросла на 4,29%. Цена 95-го — на 4,62%. Цена 98-го — на 4,53%. В августе 2021 года у нас средняя цена 92-го бензина — 45 рублей 57 копеек, 95-го — 50 рублей 55 копеек, дизельного топлива — 49 рублей 51 копейка за литр. А выше всего подскочили цены на сжиженный газ — на 22,65%.
Правительство применяет демпферный механизм. Когда оптовые цены на нефть падают, оно часть денег забирает у нефтяников — и бензин не дешевеет, а все равно остается на той же ценовой планке. А вот сейчас, когда цена на нефть выросла — оно отдает деньги нефтяникам. Сколько-то десятков миллиардов рублей перевели, чтобы цена топлива была стабильной.
Если бы этот демпфер не работал, то розничные цены на бензин должны были бы вырасти на 23%. А цена на топливо — это 5% цены всего. И если она будет так колебаться, ничего хорошего в экономике не будет. Так что за это правительству можно поставить твердую четверку. В Индии, которая, как ни странно, во многих аспектах очень похожа на Россию, ситуация хуже: там цены на бензин в начале года составляли 80 рупий за литр — сейчас уже 105 в столице и 110 в провинции.
Но демпфер работает для всех видов топлива, кроме газа: он подорожал в соответствии с мировыми ценами, и его цена приблизилась к 30 рублям за литр. Поэтому сейчас многие водители с газа переходят на бензин — благо процесс переоборудования несложный, двигатель остается тот же.
Что касается планов запрета бензинового экспорта: правительству, видимо, надоело миллиарды перечислять каждую неделю нефтяным компаниям, и оно решило слегка задействовать внерыночные механизмы. В целом сейчас идет практически неконтролируемая эмиссия доллара — и мы можем защищаться только укреплением рубля.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа:
Надо обращать внимание на то, какая доля налогов у нас в литре бензина (если мы говорим о потребительских ценах на бензин, а мы говорим в первую очередь о них). Как известно, она у нас в районе 70% от стоимости бензина. Собственно, это и объясняет тот факт, что независимо от того, растут мировые цены на нефть или снижаются, наши внутренние цены на бензин или стабильны, или растут с той или иной скоростью.
Во-вторых, сырьевые товары в принципе сейчас дорожают в мире достаточно сильно. Естественно, бензин и вообще производные от нефти — в этой общей тенденции. Худо-бедно, не так динамично — но восстановление мировой экономики началось, хотя его трудно еще назвать постковидным, потому что пандемия далеко не закончилась… Денег вкачали много в экономику, спрос есть. И мы видим, что картина все-таки разительно отличается от прошлогодней.
Спрос на углеводороды, естественно, подталкивает цены вверх. Это влияет и на нас: экспортерам выгодно поставлять побольше за рубеж — или подтягивать цены на внутреннем рынке, чтобы они хоть как-то были сопоставимы с динамикой на мировом рынке. Наконец: как выросли цены производителей на промышленную продукцию? Они очень сильно выросли: в годовом выражении порядка 30-35%. На потребительском же уровне — всего 6,5-6,6%. Цены же на бензин на оптовом рынке тесно связаны с производительскими.
Правительство вынуждено будет реагировать, обещать какие-то компенсации, демпферные механизмы. Запрет экспорта тоже возможен, это у нас уже практиковалось: вот, запретили экспорт гречки некоторое время назад. Катастрофического роста, впрочем, не будет — тем более, что в сентябре выборы. Власти не допустят скачка, способного повлиять на избирателей — а бензин на них повлиять может.
По поводу общей инфляции в стране в данной связи: изначальный прогноз правительства и Центробанка на 2021 год был 3,7%. Исходя из этого, федеральный бюджет принимался. Сейчас, к концу июля мы уже имели 4,6%. Официальный прогноз уже вычеркнут. Не думаю, что даже повышением ключевой ставки ЦБ до 6,5% можно что-то радикально изменить. Ситуация стала получше в последнюю неделю, динамика цен уже не такая угрожающая. Но тем не менее: конечно, инфляция будет не 3,7%, а 6-7%. За 10% мы все-таки не выйдем, думаю, что и за 8%.
Владислав Жуковский, экономист:
Можно уже не волноваться за бензин: цены на него растут и расти будут. В этом году рост будет в районе 10-12% — после прошлогодних 4-5%. Топливо будет дорожать на фоне низкого курса рубля к доллару и стабильно высоких нефтяных цен на мировом рынке: около $73-74 за «бочку», из-за чего внешние рынки более привлекательны.
Плюс растущая доля налогов, акцизов, НДС и пр. привела к тому, что сегодня в цене бензина налоги и прочие платежи бюджетной системы уже 72%. Еще лет восемь назад было около 57-60%, а 15 лет назад было ниже 40%. Так что из 55 рублей за литр мы где-то 36-37 рублей отдаем государству.
Под выборы, конечно, пытаются это рост тормозить, повторить показуху августа-сентября 2018 года, когда министр Александр Новак и правительство в целом спешно пытались заморозить цены на исторически высоких отметках. А были такие попытки и в 2015-16 гг. Государство тратит сотни миллиардов рублей на демпферный механизм — то есть, приплачивает из налогов нашими деньгами нефтяникам, чтобы они нам продавали бензин хотя бы не по 60 рублей, а по 53-54 рубля за литр.
Система совершенно неадекватна задачам социально-экономического развития. Она просто максимизирует доходы бюджета и прибыли нефтегазовых компаний, а мы все это оплачиваем из своего кармана. Это не изменится ни при каком курсе рубля к доллару. На Санкт-Петербургской топливной бирже цены на 92-95-98-й бензин уже выросли на 10-15%. Так будет и дальше. Задачи изменить налогово-бюджетную систему нет и не предвидится. Россиян выжимают, как «новую нефть», проводят «максимальный крекинг».
Что касается якобы планируемого запрета на экспорт бензина: поздно пить боржоми! Цены уже поднялись, и об их снижении речь не идет. В России бензин не дешевеет с 2008 года. Повышать надо, наоборот, экспортные пошлины на вывоз необработанного сырья, в том числе — сырой нефти, и снижать налоги на добычу полезных ископаемых и переработку сырья.
Беседовал Леонид Смирнов