Posted 31 июля 2021, 17:49
Published 31 июля 2021, 17:49
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
Четыре года назад Государственной Думой был принят федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В силу он вступил не сразу, лишь с 1 января 2019 года. Однако, как рассказала председатель Профсоюза садоводов России Людмила Голосова, застарелых проблем дачников закон не решил.
— Да, к большому сожалению, законодатели нам только насоздавали проблем. ФЗ-217 за столь недолгий срок уже пять изменений выдержал, и все не слава Богу. Законодатели говорили, что его предшественник, ФЗ-66, повлек много судебных разбирательств. Но ФЗ-217 их кратно увеличил.
Вот, смотрите. Садовое некоммерческое товарищество (СНТ), как положено, управляется общим собранием. Естественно, что возникает такая проблема, как кворум. Тем более, что СНТ находятся за городом: жизнь показывает, что в товариществе, где более 250 участков, кворум собрать уже очень сложно — а СНТ бывают и по нескольку тысяч участков.
В прежнем законе ФЗ-66 была норма, что проводить собрание можно в формате всех членов (или уполномоченных, которых выбирали либо просто от скольких-то человек, либо — по улицам, кварталам, секторам). Теперь уполномоченных из закона убрали. Говорят, они, мол, злоупотребляли — но порядок избрания и переизбрания уполномоченных был отработан и выдержал проверку жизнью, а на их место приходит хаос. В новом законе есть положение, что собрание может быть проведено в очной или заочной форме. Но только в заочной форме нельзя ни выборы председателя и правления провести, ни устав принять, ни смету утвердить. То есть — самого важного-то и нельзя.
И тут как раз грянула эта эпидемия ковида — проводить собрание стало и вовсе невозможным, вести административно-хозяйственную и финансово-бухгалтерскую деятельность товарищества больше не могут. Нам говорят: можно голосовать, мол, по доверенности. Но в моем небольшом СНТ «Кристалл» в Волоколамском районе Подмосковья 200 участков, и до сих пор у меня бывало штук по пять всего доверенностей. В этот раз, я проводила 29 мая отчетно-выборное собрание — доверенностей уже 60. Люди не могут приехать, ковид. А сколько доверенностей надо собрать, если у тебя тысячи членов? Теперь нам говорят: мол, в случае таких «ситуаций, приближенных к чрезвычайным», как с ковидом, можно и заочно решать вышеуказанные вопросы. Но порядок проведения собрания четко не определен.
А вот право приема новых членов и исключения из СНТ законодатель изъял из прерогативы общего собрания и отдал это право правлению. Вот где действительно почва для злоупотреблений, соблазн для нерадивых председателей сократить число членов товарищества до лояльных себе.
Другим важнейшим вопросом является пользование общей инфраструктурой — дороги, водопровод и многое другое — и статус земли общего пользования в нем. Законодатели ставят себе в заслугу, что они, мол, облегчили клубок проблем, возникающих в данной связи. Но садоводы убеждаются, что это не так.
В наших поселках живут не только члены СНТ, но и другие владельцы, которые ведут там индивидуальное садовое хозяйство. По старому ФЗ-66, они должны были заключать договор с СНТ на пользование общей инженерной инфраструктурой — и по этому договору платить. Это влекло споры: «Вот, этим я пользуюсь, а этим нет». Чтобы упростить всю эту бухгалтерию, в ФЗ-217 прописали: все должны платить, как члены СНТ.
Так теперь, не прошло и двух лет, выдвигается новый законопроект — согласно которому, каждый должен будет платить в зависимости от того, в каком объеме он пользуется общим имуществом. Несправедливо, говорят, если у человека участок у самых ворот — почему он должен платить за содержание всей внутренней дороги, по которой он не ездит?
— Определенная логика-то есть, но…
— Вы можете себе представить, как это реально будет выглядеть? Для каждого владельца участка «определить его объем пользования»? Это такой раздрай начнется! Люди есть люди: кто-то, например, говорит: «У меня свой колодец», но поливает из централизованного водопровода. Бюджет товарищества развалится, все просто перессорятся. А сторонники этого законопроекта в высоких кабинетах уже говорят о нем как о состоявшемся.
С землями общего пользования масса проблем. Поскольку в свое время СНТ обязали иметь «учредителей» юридического лица (обычно это несколько человек, от одного до пяти) «рядовые» члены СНТ не торопились регистрировать землю общего пользования в собственность этого юрлица. Была масса случаев откровенных злоупотреблений со стороны учредителей, которые запирали ворота, бешеные взносы устанавливали — и прокуратура подтверждала, что, да, это их собственность.
Но раньше, по ФЗ-66, регистрация была бессрочной, земля предоставлялась в бессрочное пользование. Теперь же, в ст. 41 ФЗ-217 прописали, что земли общего назначения должны быть оформлены в собственность до 1 января 2024 года. И — только в общую долевую собственников земельных участков. Но тут уже в дело вступает застарелая проблема собственности на сами земельные участки. Право собственности должно быть подтверждено соответствующей записью в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Однако в реальности в ЕГРН пока внесено всего около 30% всех участков.
— Это тянется еще с советских времен, когда частной собственности не было?
— Да, это старая история: мы из СССР пришли с «правом бессрочного пользования», которое в 1990-е годы перешло в «коллективную совместную собственность». Я три года обивала властные пороги: куда вы дели наше право на коллективную совместную собственность, данное нам в 1990-е?
Когда садоводы подают документы на регистрацию в ЕГРН, им сплошь и рядом отказывают — потому что сами же муниципалитеты не провели межевание, не сделали, по-городскому говоря, «генплан». А виноваты граждане. Об этом много говорил и сенатор Андрей Кутепов, когда мы стали обращаться в Госудму и Совет Федерации. Он с трибуны СФ сказал, что правительство не подготовило положений, разъяснений. И принимать такой закон нельзя. Но на сегодняшний день на местах ничего не сделано, в правительстве тоже.
А в январе 2020 года у нас объединили Росреестр с Кадастровой палатой. И в законе ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости» прописали норму (статья 70 часть 3), что земельные участки, поставленные на кадастровый учет до 2008 года, но не внесенные в ЕГРН, снимаются с этого учета и переходят в муниципальную собственность. Хотя в том же ФЗ-218 есть статья 69, где прописано «ранее возникшее право», которое они признают. В общем, у 60% участков кадастровый номер сняли, а без него вы не можете подать на регистрацию.
— Порочный бюрократический круг? Что же происходит с этим большинством участков? Их изымают у владельцев?
— Нет, пока, слава Богу, ни у кого ничего не изымают. Но могут и начать изымать в какой-то момент. Мы долгие годы живем в неурегулированном правовом положении — и нам никто не помогает его разрешить. Мне удалось все участки в моем СНТ внести в ЕГРН. На основании ранее возникшего права — чему я и учу других. Но это долгий и тяжелый процесс, а сроки-то нам ограничили.
Кроме проблем из года в год, граждане ничего не получают. Вот, перенесли с 2020 года на 2022 обязательность лицензий на артезианские скважины. Чтобы дойти до лицензии, надо собрать около 2 млн рублей. Где взять? А за отсутствие лицензии штраф 1 млн. Теперь еще штрафы ввели за одуванчик и ромашку на участке. Это лекарственные растения! А пресловутый борщевик что-то больше на муниципальных землях растет. Что вы набрасываетесь на людей.
Беседовал Леонид Смирнов