Posted 27 июля 2021, 17:24

Published 27 июля 2021, 17:24

Modified 30 марта, 08:30

Updated 30 марта, 08:30

Чем грозит долговая ловушка ЖКХ

27 июля 2021, 17:24
Статистика о рекордных неоплатах за коммуналку совпала с сообщением о том, что Минстрой разработал законопроект, разрешающий коллекторам взыскивать с граждан эти просрочки.

У населения РФ накопились рекордные долги по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). По последним имеющимся данным Росстата на конце апреля, общая сумма просроченной задолженности достигла 460,8 млрд рублей, побив рекорд мая прошлого года (448 млрд).

Наталья Зубаревич, профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

Как говорят в таких случаях, «элементарно, Ватсон». Пени за просрочку не начислялись в ковидном 2020 году. И многие недоплачивали, экономили. А в 2021-м пени уже начисляются. Не все смогли расплатиться по просроченным платежам. В 2020 году многие поняли, что, раз пени не взимают, то можно и не платить, наращивать долги — мол, потом как-нибудь расплачусь. А потом уже, если у тебя доходы не растут, расплачиваться непросто.

Что государство может сделать? Оно уже давно предусмотрело меру: если вы бедный, и у вас расходы на ЖКУ превышают 20% всех ваших расходов, вам государство дает жилсубсидию.

Больше пока оно ничего сделать с неплательщиками не может. У нас не отнимают за долги квартиру, если она единственная. На сегодняшний день, известен только один такой случай: в июне в Екатеринбурге у человека, имевшего огромные долги, причем, не за ЖКУ, он банкрот был — по решению суда продали его пятикомнатную квартиру, ему купили меньшую и разницу взяли за долги. Но о таких случаях, чтобы из единственной квартиры выселяли за ЖКУ, я не слышала.

Будут, вероятно, какие-то судебные процедуры. Может быть, исполнительный лист на работу — и из зарплаты станут вычитать? Посмотрим на практику — мы пока еще не знаем, как именно это начнется.

Андрей Нечаев, экономист:

Это объясняется двумя причинами. Во-первых, уже восемь лет падают доходы населения, а в прошлом году, даже по официальным данным, падение составило еще 3,5%, хотя эксперты говорят о гораздо более высоких цифрах. В этом году нам обещают рост реальных доходов, но пока рекордная для последних лет инфляция в 6,5% подвергает этот прогноз большому сомнению. Поэтому люди просто обеднели и экономят — кто на еде, кто на квартплате.

И второй момент: в ходе этого пандемического кризиса во многих регионах предоставлялась отсрочка по оплате ЖКУ. Что, кстати, было сделано очень некорректно, потому что поставили в тяжелейшее положение управляющие компании. Люди электричество, газ и т. д. потребляют, управляющим компаниям поставщики счет выставляют, а им-то никто ничего не отсрочивал. Я говорил с некоторыми руководителями управляющих компаний — они в очень сложном положении. Соответственно, они будут дальше пытаться давить на своих клиентов, выбивая у них задолженность.

Сейчас какой-то небольшой подъем начался, и те люди, у которых есть работа и у которых зарплата начнет расти, как-то выпутаются, а малоимущие окажутся совсем в тяжелом положении. Ничего радужного я не предвижу. Государство может напрямую дать малоимущим денег. Об этом я толкую уже ровно год. Во-вторых, оно может компенсировать управляющим компаниям их затраты, чтобы они не отключали должников от ЖКУ. Или поставщикам надо платить какие-то компенсации-дотации.

Дмитрий Гордеев, член экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ:

Сама сумма, хоть, и рекордная — лишь подтверждает, что вектор идет в сторону увеличения. Темпы роста задолженности примерно такие же, начиная с 2018-19 года. Темпы сохраняются, общая сумма растет. Причины, вызывающие рост задолженности, не устраняются. Они и не могут быть устранены полностью, но они могут быть уменьшены, только путем конкретного воздействия по каждой категории потребителей на каждые причины.

Но государство не принимает никаких мер, ни регуляторных, ни контрольно-надзорных — чтобы на эти причины воздействовать. В государственной политике очень большой элемент популизма: понятно, в сентябре выборы, но у нас все время какие-то выборы, каждый сентябрь.

Уже было два решения Конституционного суда РФ по поводу погашения долгов — не только за ЖКУ, но вообще долгов — за счет единственной квартиры. В 446-й статье Гражданско-процессуального кодекса РФ есть ограничение, что за счет единственной квартиры не могут погашаться долги, за исключением указанных в законе случаев. Один из таких случаев — ипотека, иначе банки никогда бы не давали ипотечных кредитов.

В результате добросовестный кредитор, который давал деньги, не может вернуть долги должника. Конституционный суд сказал, что можно как-то расширить этот момент и помимо ипотеки — но оставшейся суммы от продажи должно хватить на приобретение квартиры. Между тем, только в ограниченном числе стран большинство живет в собственных квартирах — в основном, люди живут в арендном жилье. Но такой вариант, чтобы за счет проданной квартиры должник мог снимать жилье, КС даже не рассматривал.

Государство защищает должников больше, чем добросовестных кредиторов. Это неправильно. Представьте себя на месте директора управляющей организации. Вы рассчитали стоимость работ и услуг по обслуживанию и ремонту дома и оставили 5% на прибыль. Вы начисляете платежи после прожитого месяца, выполнили 100% работ. А вам заплатили — ну, пусть даже не слишком мало — а 90%. Значит, вы уже без прибыли, и у вас уже нет части средств на следующий месяц. И что вы в этот месяц будете делать? Вы наверняка будете вынуждены снизить качество услуг. Имея договор с несколькими домами, вы можете снять энную сумму с соседних домов — и перебросить ее на тот дом, где вы директор.

Должники наносят вред добросовестным плательщикам. Из месяца в месяц управляющие организации делают вид, что выполняют 100%. И это все повторяется из года в год, и все все понимают. Есть действенные меры. Для каких-то неаккуратных жильцов достаточно пени насчитать, и они раз в три месяца или полгода все оплатят. Для кого-то достаточно сделать ограничения при доставке коммунальных услуг — собственно, только электричество можно отключить. И как крайняя мера — погашение долгов за счет принадлежащего человеку имущества. А сейчас управляющим организациям даже коллекторов запретили, хотя большинство коллекторов работает вполне цивилизованно.

При этом нельзя пересекать какую-то черту. Должна быть адресная помощь действительно бедным, у которых пенсия маленькая и кто просто не может платить. Или какие-то компенсации, или повышение самой пенсии.

Беседовал Леонид Смирнов

Подпишитесь