Posted 19 июля 2021, 15:25
Published 19 июля 2021, 15:25
Modified 30 марта, 08:30
Updated 30 марта, 08:30
В печать просочился направленный в правительство документ (по данным «Коммерсанта», за подписью сенатора Андрея Кутепова) с предложением не только сохранить обязательный техосмотр, но и обязать всех водителей возить с собой диагностические карты о его прохождении. И штрафовать на 500 рублей за отсутствие такой карты. От лица правительства вице-премьер Марат Хуснуллин обещал разобраться.
Петр Шкуматов, член общественного совета ГУ МВД по Москве, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»:
Конечно, через Совет Федерации — пока, правда, это один комитет, позиция же СФ в целом может оказаться и другой — действует лобби операторов технического осмотра. Они понимают, что потеряют огромные деньги, который приходят к ним, в том числе, и за покупные диагностические карты — и борются за эти деньги, за деньги автовладельцев.
Конечно, о безопасности тут речь не идет. Российский союз автостраховщиков уже озвучивал цифры по аварийности: по причине неисправности транспортных средств происходит всего 0,1% от всех 2 млн ДТП в год. И очевидно, что тратить 100 млрд рублей в год на предотвращение этой 0,1% — даже если вести речь в контексте техосмотра — не просто неэффективно, а глупо.
Идет борьба за большие деньги. В этом комитете недавно проводился круглый стол по техническому осмотру. И там присутствовали те же самые операторы техосмотра и сочувствующие им. То есть, сразу стало понятно, что это не круглый стол, который пытается найти какую-то точку компромисса — а собрались все, кто выступает за жесткий и массовый техосмотр.
Теперь многое зависит от того, на чью сторону встанет правительство. На сторону коррупционеров (ведь даже Хуснуллин признал, что все покупают эти карты) или на сторону автомобилистов. Коль скоро это законопроект, его судьба будет решаться Госдумой, но позиция правительства играет очень важную роль. Если оно скажет: «Давайте оставим техосмотр», вряд ли Госдума будет сильно возражать, она у нас «не место для дискуссий».
Сергей Канаев, соучредитель общественного движения «Федерация автомобилистов России»:
МВД — это те люди, которые, прежде чем делать такие предложения, очень четко изучили статистику. Ведь разговор об отмене обязательного технического осмотра для частных именно лиц идет уже давно. Я лично об этом говорил с Михаилом Дмитриевичем Черниковым, и он сказал, что нужно этот вопрос тщательно изучить. И вот они пришли к тому, что да, действительно, доля ДТП по технической неисправности меньше 1%.
Тогда, изучив все, они сделали очень смелое и перспективное, идущее в ногу с мировой практикой предложение. Многие идут по пути отмены обязательного и стимулирования добровольного прохождения технического осмотра — где-то за счет снижения стоимости страхового полиса, где-то за счет снижения налога, где-то за счет снижения платы за проезд по платной трассе и т. д. В разных странах по-разному — но мир идет именно в этом направлении.
В доброй трети штатов США в последние годы отменили обязательный техосмотр и сделали «франшизу»: если вы попали в ДТП, и у вас нет технологической карты о прохождении техосмотра — вы недополучите треть, а то и половину страховки. Это оказалось очень выгодно, и поэтому пути пошли Испания, Италия — это по всему миру пошло.
И слышать сейчас от наших сенаторов, что это направление абсолютно неправильное — конечно, очень странно. Ну, что делать, я понимаю, что в этой игре у сенаторов куда более серьезные рычаги воздействия, но я считаю, что здесь правда полностью на стороне ГИБДД.
Если бы мы пошли по этому пути, повышения опасности бы не было, а техосмотр проходили бы не 5%, как сейчас. Я прекрасно помню, как еще в 1990-е годы, когда ГИБДД возглавлял Владимир Федоров, техосмотр проходили 80% автовладельцев, но с тех пор эта доля все снижалась и снижалась. К сегодняшнему дню их осталось что-то около 10% — и то за счет владельцев новых машин, которые проходят плановый техосмотр в дилерских центрах. Хитрая статистика, я ее лично знаю. У меня нет ни одного знакомого, который бы проходил техосмотр, если у него машина не новая.
Перспективы отнюдь не радужные, меня это очень огорчает.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России (ДАР):
МВД заняло разумную позицию, поддержало инициативу, с которой мы давно-давно выступали. Просто адекватно оценило, что проконтролировать миллионы частных автовладельцев невозможно. А толку от этого все равно никакого, потому что оператор техосмотра никакой ответственности за свою деятельность не несет. Всегда водитель отвечал и будет отвечать за техническое состояние автомобиля. Все понятно и разумно.
По моему мнению, СФ действует в интересах лоббистов, которые не хотят терять соответствующий рынок. Есть люди, которые наживались на техосмотре — и на белом, и на сером, и на черном — и именно их интересы сейчас преследуют те люди, которые затеяли эту возню.
Если МВД не отступит — я очень надеюсь, что все-таки руководство страны прислушается к позиции профильного ведомства. Тем более, что год выборный — и сейчас принимать эту инициативу СФ, значит, рисковать очень сильно. Особенно после того, как обнадежили автомобилистов. Но это пока, до выборов. Что там дальше будет, лоббисты ведь могут работать не только с СФ, но и с Госдумой, и с правительством, и с кем угодно. Никакой уверенности, что здравый смысл победит, у меня нет. Все же, твердую позицию МВД, соответствующую законным интересам миллионов автовладельцев, лоббистам нелегко будет одолеть.
Беседовал Леонид Смирнов