Posted 2 июля 2021, 09:59
Published 2 июля 2021, 09:59
Modified 30 марта, 09:10
Updated 30 марта, 09:10
Осень в Москве обещает быть богатой на события в мире академической музыки. В частности, 1 октября в Новом зале Дома музыки стартует цикл фортепианных программ «Параллели», посвященный связующим нитям музыкального наследия Франции и России. Идейным вдохновителем стала пианистка Елена Тарасова. О новом проекте она рассказала в эксключивном интервью «Росбалту».
- Вы многие годы занимаетесь популяризацией французской музыкальной культуры в России. К примеру, Вы проводили фестиваль к 110-летию со дня рождения французского композитора Франсиса Пуленка. Какие имена, на ваш взгляд, кажутся незаслуженно обойденными вниманием?
— Что касается популяризации французской музыки — здесь есть один важный нюанс: в большей степени моя деятельность направлена на диалог культур. Что же о фестивале Франсиса Пуленка, то это был мой первый проект — и оказался первым российским проектом, посвященным этому композитору. Франко-русский диалог в программе проекта уже присутствовал, хотя основная линия фестиваля была монографической. Концерты проекта проходили в Москве с декабря 2008 года по апрель 2009 года; этому событию предшествовали четырнадцать месяцев интенсивной работы. Вместе с моими коллегами Святославом Голубенко и Наталией Ренёвой мы изучали наследие Пуленка и его современников, искали и заказывали в разных странах редкие ноты, ожидали специальных тиражей или же арендовали партитуры на время проведения проекта. Все вышеизложенное не означает, что Пуленк не был известен в нашей стране — определенный круг его сочинений исполнялся, и весьма часто. Роль нашего проекта состояла, скорее, в расширении представления о его наследии. Хотя тогда мы не задумывались о том, что мы что-то пропагандируем и представляем — в те студенческо-аспирантские консерваторские годы мы просто обращались к музыке, которую не знаем, которая не звучала здесь в программах, влюблялись в эту музыку и хотели поделиться этими открытиями с аудиторией. Наше искреннее желание было поддержано Московской консерваторией, Посольством Франции, Французским культурным центром — и эта поддержка позволила идее состояться. Но возвращаясь ко времени начала работы над фестивалем могу сказать, что именно в те времена, изучая страницы музыкальной истории Франции, я обратила внимание на целую галерею имен композиторов, не представленных или почти не представленных в российских концертных программах.
— Кого сейчас хотелось бы открыть для широкой аудитории?
— В сегодняшней концертной жизни фактически не представлен Деода де Северак. Удивительно красивые звуковые миры, созданные Лили Буланже, Флораном Шмиттом, Шарлем Кёкленом, почти не знакомы слушателям концертных программ или незнакомы вовсе. Немало открытий можно встретить и в наследии хорошо известных нам имен — к примеру, Камиля Сен-Санса или Жоржа Бизе. Список имен может продолжаться. Мне показалось, что действенной формой в сложившейся ситуации станет создание в России творческого исследовательско-исполнительского союза, который будет заниматься изучением французского музыкального наследия, будет создавать российские традиции интерпретаций редких и малоизвестных страниц камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки и передавать новому исполнительскому поколению нашей страны в образовательном процессе обретенный опыт интерпретации. Данные направления деятельности союза — как и поиск формы представления неизвестного репертуара аудитории — помогут включить это наследие в контекст современной музыкальной культуры. Деятельность творческого исследовательско-исполнительского союза «Альянс Россия-Франция: entente musicale» начнется уже в новом сезоне, и, полагаю, будет способствовать созданию более полного представления о французском музыкальном искусстве для слушателей России. Впрочем, и для меломанов Франции мы готовим репертуарные открытия — и это открытия в области русского музыкального наследия.
— Творчество каких французских композиторов, на ваш взгляд, наиболее близко отечественным слушателям?
— Спектр интересов сегодняшнего российского слушателя очень широк. Но подлинная близость наследия того или иного композитора определяется для широкого круга слушателей великой истиной Сергея Васильевича Рахманинова «Музыка должна идти от сердца и быть обращена к сердцу». Если слушатель ощущает этот путь от сердца к сердцу — музыка будет ему близка. Многое в этом общении с аудиторией зависит и от артиста, представляющего сочинение.
— Какой период французской музыкальной культуры Вам наиболее близок?
Сложно сказать… В эти времена я больше занимаюсь веком двадцатым — и мне это очень интересно. Но это не означает, что я не обращаюсь к эпохе романтизма или же французской клавесинной школе. Если что-то мне кажется не близким — я стремлюсь понять, познать, открыть и приблизить это к себе, добавляя в свой профессиональный арсенал что-то новое, некое новое понимание, которого прежде не было. Здесь работает другой механизм приближения, нежели в истории с широким слушателем.
— Что такое вдохновение, на ваш взгляд?
— Это особое — и очень сильное — состояние человеческой души, позволяющее творить под знаком Красоты в том существующем реальном мире, который далеко не всегда красив.
— А откуда черпали вдохновение представители французской классической сцены?
— Полагаю, из тех же источников, что и представители русской. Искусство, творчество, любовь, дружба, красота природы…
— Первого октября в Новом зале Московского международного Дома музыки открывается цикл программ, посвященный связующим нитям музыкального наследия Франции и России. Расскажите об этом цикле и о произведениях, которые будут звучать.
— С удовольствием расскажу и приглашу читателей нашего диалога. Это будет очень красивый франко-русский фортепианный концепт «от сердца к сердцу». Цикл открывается 1 октября программой «Линия жизни. История бессмертия» из сочинений Петра Ильича Чайковского. В этом есть определенная символика — 1 октября, День музыки, Дом музыки, самый исполняемый в мире русский композитор, для которого французская культура не была чужой. Об этом и многом другом я расскажу во вступительном слове к программе. 12 ноября в фортепианном дуэте с Андреем Дубовым мы исполним сочинения Мориса Равеля и Сергея Рахманинова. Программа получила название «Симфонические танцы». Обо всех параллелях этой программы мы также расскажем нашим слушателям перед ее началом. Что же касается третьего концерта — «Игра» — его оттенки и настроения очень светлые, по-детски трогательные и очень искренние. Первое отделение программы посвящено фортепианным дуэтам, во втором вы услышите сочинения, написанные для фортепианного ансамбля в 6 и 8 рук. В этом концерте я пригласила к сотворчеству выпускников класса профессора Сергея Леонидовича Доренского, патриарха российской фортепианной школы. 18 декабря со мной на сцену выйдут Алексей Мельников, Наиль Мавлюдов и Арсений Тарасевич-Николаев. Это будет наше светлое посвящение Сергею Леонидовичу, которому 3 декабря этого года исполнилось бы 90 лет.