Posted 19 мая 2021, 07:36

Published 19 мая 2021, 07:36

Modified 30 марта, 11:42

Updated 30 марта, 11:42

Почему доллар по 60 рублей — мечта, а по 85 — реальность

19 мая 2021, 07:36
Несмотря на наличие экономических предпосылок к укреплению российской нацвалюты, ситуацию сейчас определяет не экономика, считают эксперты.

Россияне вряд ли увидять в ближайшей перспективе доллар по 60 рублей. Несмотря на то, что с экономической точки зрения это вполне возможно, курс валют определяет сейчас не экономика, отмечают опрошенные «Росбалтом» эксперты.

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев:

«Я считаю, что серьезных предпосылок для укрепления рубля нет. Более того, у нас есть серьезные предпосылки для того, чтобы прогнозировать дальнейшее ослабление российской нацвалюты, а не ее укрепление.

На курс влияет много разных факторов, но по-прежнему два из них остаются решающими: цены на нефть и санкции. Сейчас цены на нефть подросли почти до 70 долларов за баррель, но все-таки спрос до уровня 2019 года не восстановится. Еще осенью 2020 года крупнейшие игроки, например, BP, пересмотрели свой прогноз до 2030 года, и пришли к тому же выводу. Коронавирус внес глобальный сдвиг в потребление энергоресурсов. Да, сейчас мировая экономика находится в ожидании восстановления, на фоне провального прошлого года немного подрос спрос на нефть, поэтому выросли и цены. Но разворот от безудержного потребления энергоресурсов уже состоялся. Удаленный формат работы, популярность зеленой энергетики означают, что так, как раньше, уже не будет. Если спрос не восстановится, то и цены на нефть не будут расти. Для России, чей курс нацвалюты по-прежнему критично зависит от экспорта нефти и мировых цен на энергоресурсы, это означает, что в перспективе нас ждет еще большее ослабление рубля.

Еще один аргумент в пользу этого утверждения — сообщение о том, что Финляндия резко сокращает закупки российской нефти. Но помимо самой нефти, это связано еще и с санкционной риторикой. Никаких оснований полагать, что ограничительные меры будут ослабляться, пока нет. Возьмем те же санкции в отношении госдолга. Раньше казалось, что это невероятно, что им самим дороже выйдет, что этого никогда не будет. Тем не менее, они уже вводятся, пусть пока и в щадящем режиме. Отключение SWIFT тоже уже в повестке дня. Более того, в конце апреля Европарламент принял резолюцию, где впервые прозвучала идея об отказе от покупки российских углеводородов в увязке с ситуацией в Украине. К сожалению, события развиваются так: сначала звучит какая-то идея, которая кажется нам нереалистичной, затем ее начинают обсуждать всерьез, а потом она реализуется. Санкционное давление не ослабевает, и, судя по нашей внешней политике, ничего другого нам ждать не стоит. Санкции с большой долей вероятности будут только усиливаться, цены на нефть не будут расти. Откуда же в таком случае рубль будет черпать силу? Мой прогноз на среднесрочную перспективу — рубль будет ослабевать. Не линейно, не ровно, но все же. С учетом геополитической неопределенности я бы не загадывал на несколько лет вперед, но уже к концу текущего года я бы исходил из курса евро 95-100 рублей, доллар — 80-85 рублей».

Экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев:

«В ближайшие годы откат курса к 60 рублям за доллар маловероятен. Все будет зависеть, в первую очередь, от ключевой для нашей экономики цены на нефть. Если вдруг произойдет чудо — и она опять подтянется к 100 долларам за баррель, возможно и такое.

Второй фактор, который влияет на курс не в меньшей степени, — как будет развиваться санкционная война. Конечно, российская нацвалюта может укрепиться, но одно дело — на 1-2 рубля к доллару, другое — на 13-14 рублей. Для того, чтобы произошло укрепление почти на 15%, нужно какое-то кардинальное изменение этих двух условий. Я для этого оснований не вижу».

Заместитель генерального директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков:

«Если говорить с экономической точки зрения, все предпосылки для укрепления рубля есть. При росте цен на металл и спроса на нефть российская нацвалюта, действительно, может вырасти. Когда? Скорее всего, в долгосрочной перспективе, потому что меры поддержки экономики в период пандемии сильно истощили казну. Сейчас Минфин и ЦБ, скорее всего, будут наполнять кубышку, оставляя текущий курс рубля на уровне, близком к сегодняшнему. Когда мы ее наполним, некоторое укрепление рубля вполне может произойти. При условии, что в ближайшие несколько лет на сырьевых рынках будет сохраняться супекцикл, который мы сейчас наблюдаем. Крупные инвестдома, по крайней мере — по металлам, сейчас закладывают на ближайшие полтора года, что цены будут оставаться достаточно высокими. В течение полутора лет спрос и предложение приведут к росту той же самой стали в запасах. Примерно такая же картинка сейчас вырисовывается по ценам на нефть. Если сейчас Индия выйдет из ковидного паралича, мы увидим в ближайшие годы рост спроса на энергоресурсы. Кроме того, разрушение логистических цепочек в той же Европе привело к падению объемов экспорта сжиженного газа. Поэтому российский газ сейчас тоже выглядит весьма перспективно.

Другое дело, что на курс рубля в значительной степени давят геополитические риски. В первую очередь — санкционная риторика со стороны США, Европы, ограничения на покупку российского госдолга, перспектива усиления санкций, ограничения доступа иностранного капитала на российский рынок, отключения SWIFT. Все это приводит к тому, что мы видим не совсем оправданные значения рубля при наличии всех экономических предпосылок к росту. Если все эти геополитические факторы отойдут на задний план, гипотетически можно предположить укрепление российской нацвалюты и до 60-64 рублей за доллар. Но мы все понимаем, что геополитические вопросы очень сложно сейчас прогнозировать. Их решение находится в фокусе ограниченного количества людей. Предположить так просто в ближайшие несколько лет улучшение отношений между Россией и США после достаточно длительного недопонимания сложно. И этот риск в значениях курса рубля сейчас тоже присутствует.

Экономически мы действительно движемся к укреплению рубля. Но сейчас долгосрочное прогнозирование даже на пару лет вперед не совсем оправдано. После последнего заявления представителя Федеральной резервной системы США (ФРС) мы наблюдаем достаточно сильное ослабление доллара к основным мировым валютам. Одно заявление приводит к таким масштабным изменениям в экономиках, движениям курса. Делая прогнозы, мы не видим полной картины, не знаем всех планов центральных банков относительно денежно-кредитной политики. ЦБ РФ повышает ключевую ставку. Федеральная резервная система США (ФРС), в свою очередь, оставляет ее на текущем уровне до 2022 года. Дальнейшие действия ФРС сейчас сложно предугадать, действия Российского ЦБ тоже. В России возможно очередное повышение ключевой ставки с целью ограничить рост инфляции. Конечно, в этих условиях, когда ставка в экономике США будет низкая, а в российской — высокая, это может в том числе привести к укреплению рубля. Но еще раз повторюсь: предпосылки экономические к такому росту у нас присутствуют, но есть геополитические риски, которые создают определенного рода дисконт.

Если бы наш Минфин точно себе представлял, что в ближайшие несколько лет никто не будет выдвигать санкции, ограничивать приток иностранного капитала в российскую экономику и размещение российского госдолга будет происходить гладко, то, конечно, мы увидели бы с вами и не 60 рублей за доллар, а меньше. Но все дело в геополитике. Действия наших ЦБ и Минфина во многом продиктованы именно этим».

Анна Семенец

Подпишитесь