Posted 21 апреля 2021, 20:58
Published 21 апреля 2021, 20:58
Modified 30 марта, 11:52
Updated 30 марта, 11:52
Шествие «за Навального» 21 апреля радикально отличалось от предыдущего марша 31 января. Самое главное — все прошло мирно. Лишь загодя были ожидаемо задержаны Любовь Соболь и Кира Ярмыш. А неожиданно — Владимир Рыжков, за репост. Но непосредственно на марше никого не били, в автозаки массово не запихивали, а если кого и принимали, то, что называется, очень точечно.
Да и само шествие было по времени гораздо короче, пройдя «интеллигентским маршрутом», по районам исторического центра столицы. Что объяснимо: Алексей Навальный более не находится в «Матросской тишине», куда его сторонники и сочувствующие рвались 31 января, а «по Владимирке» до колонии топать слишком далеко. Поэтому организаторам было крайне важно дать властям почувствовать силу молодой нелояльной поросли. Удалось ли — большой вопрос.
Точка сбора на Манежной площади оказалась, конечно, чисто «символической»: организаторам наверняка было ясно, что на Манежную демонстрантов никто не пустит. Огородить ее очень просто — что и было сделано, весь «периметр» обнесли металлическими заборами. Публике, находившейся в районе 18:00 напротив Манежной было видно очень мало полиции. И даже выход подземного перехода от метро «Библиотека имени Ленина» к Манежке перекрыли около 18:30.
Вскоре после семи вечера первый людской поток демонстрантов двинулся от метро «Арбатская» к библиотеке, идти там всего ничего. И, не имея доступа к Манежной, протестующие стали скапливаться на площадке перед Ленинкой и вокруг нее, благо места там довольно много. Большое количество молодых лиц обоего пола и интеллектуального вида способно было расстроить провластных наблюдателей. Молодые демонстранты прекрасно гармонировали с библиотечными стенами (и даже с памятником Достоевскому, хоть он и был консерватором).
Среди звучащих лозунгов превалировали те, что «на злобу дня»: «Свободу Алексею Навальному!», а также «Навальному — врача!» (ради чего, собственно, и было назначено шествие). Все это перемежалось уже традиционными оскорблениями и обвинениями в адрес действующей власти. Все же, по первому ощущению, гнева и злобы было меньше, чем в прошлые разы.
Вскоре, по указанию дистанционного «штаба» акции, вместо Манежной решено было перейти Воздвиженку по подземному переходу возле «Военторга» и двинуться по большому Кисловскому переулку через Большую Никитскую и далее — по Газетному переулку на Тверскую.
Там слились две колонны (другая шла от Пушкинской площади) — тротуар во все стороны был заполнен людьми (вместе с частью тротуара на другой стороне Тверской). Демонстранты, часть которых заняла широкую лестницу Центрального телеграфа, зажгли массу фонариков в мобильных телефонах, что с некоторых стало частью демократического ритуала, вроде белой ленточки. А поскольку начинало темнеть, фонарики пришлись очень кстати.
Затем демонстранты пересекли Тверскую по подземному переходу и двинулись по Камергерскому переулку на Кузнецкий мост. Они пошумели на площади перед ЦУМом и проследовали было дальше по Кузнецкому мосту к Лубянке, но там дорогу вполне ожидаемо загородили «космонавты». Зато маленькие фонарики хорошо посветили, гармонируя с большими фонарями Кузнецкого.
Демонстрация качнулась через Неглинку к Трубной и вверх, на Чистые пруды. Ну, а поскольку все подходы к Лубянке были перекрыты, повинуясь новой команде, — на Пушкинскую. Поток проследовал по Неглинке к Трубной площади, где дальнейший путь опять оказался перегорожен.
Оставалось следовать по Цветному бульвару к одноименной станции метро. Некоторая часть желающих дошла до Самотечной площади, где проход под эстакадой тоже был почему-то был закрыт (хотя кому там могли угрожать уже истаявшие в горстку демонстранты, неотличимые от обычных пешеходов?). В таких довольно бессмысленных прогулках по центру и завершилась несогласованная акция.
В итоге все обошлось без жертв и пострадавших, что совсем даже не привычно для наших дней. Речей не говорили, лидеров видно не было. Даже кричалки скандировали не так часто.
Можно ли говорить о том, что марш имел успех? Сложно сказать. До чаемого полумиллиона демонстрантов было, конечно, чрезвычайно далеко. Задорная злость молодого нелояльного интеллекта — да, была налицо. Удалось ли показать силу? Это уже не так ясно, во многом зависит от того, что считают силой сами власть имущие, пока что мяч на их стороне.
Ну а столичная полиция продемонстрировала неожиданную лояльность, ограничившись сопровождениями протестующих, предупреждениями через громкоговорители и перекрытиями. На момент написания материала «ОВД-инфо» информировало всего о 26 задержанных (31 января их было свыше 1600). Что и можно считать основным достижением минувшего протестного вечера.
Леонид Смирнов