Posted 16 апреля 2021, 13:33

Published 16 апреля 2021, 13:33

Modified 30 марта, 11:54

Updated 30 марта, 11:54

ТиНАО — самая большая стройка Европы

16 апреля 2021, 13:33
В «новую» Москву уже вложили больше двух триллионов рублей, на что пошли эти деньги, рассказал глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

На присоединенных территориях сложилось пять основных точек роста: Коммунарка, Румянцево, Внуково, Саларьево и Прокшино. Именно там сегодня активно строят метро и дороги, создают жилье и рабочие места.

Как рассказал глава департамента развития новых территорий Владимир Жидкин, изначально в ТиНАО столичные власти сделали ставку на полицентричность и комплексное развитие — транспортные связи, инженерный каркас, социальную инфраструктуру и создание новых предприятий, которые позволят новоселам работать рядом с домом, не выезжая в центр города. Этими принципами город руководствуется и сейчас при формировании любого проекта.

Основные направления развития ТиНАО зафиксированы в Генплане и правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). «Сегодня мы крайне редко добавляем в ПЗЗ объекты жилого назначения. Принятые документы уже позволяют построить 20 млн „квадратов“ жилья и 35 млн „квадратов“ нежилой недвижимости. Остается только получать разрешение на строительство и создавать новый объект», — отметил Жидкин.

Объем инвестиций, вложенных в «новую» Москву, уже перевалил за два триллиона рублей, из которых 530 млрд рублей — деньги московского бюджета, все остальное — внебюджетные инвестиции. «Если раньше на один рубль из казны приходилось четыре рубля внебюджетных инвестиций, то сегодня мы постепенно движемся к соотношению один к пяти», — отметил глава ведомства.

В основном город инвестирует в инфраструктурные проекты. Около 200 млрд рублей бюджет потратил на строительство транспортных магистралей. Сейчас в ТиНАО строят 104 километра дорог и еще 113 километров проектируют. Только в этом году на присоединенных территориях планируют сдать больше 30 километров дорог, не считая ЦКАДа.

Так, до конца года в ТиНАО введут Внуковское шоссе. Оно соединит между собой Переделкино и станцию МЦД «Мичуринская», которая откроется в ближайшее время. Также готовится к открытию дорога Середнево-Марьино-Десна. По словам Жидкина, это будет очередная хорда, которая свяжет Киевское и Калужское шоссе.

«Очень важная дорога — Воскресенская — Каракашево-Щербинка. Это перемычка между Щербинкой и Бутово. Такой дороги сегодня нет, и люди пытаются прорваться там по каким-то грунтовым участкам. Многие жители Бутово и Щербинки просили эту дорогу. Мэр решение принял, и мы ее открываем в этом году», — отметил Жидкин.

Еще один очень важный участок — дорога от Московского к станции метро «Филатов луг», которая позволит добираться к метро, не выезжая на Киевское шоссе. «Это главная проблема сегодня для Московского: там всегда пробки при выезде», — отметил чиновник.

Больше 120 млрд рублей город вложил в строительство метро на присоединенных территориях. Там уже открыли 8 станций подземки. В ближайшие три года заработают еще семь: «Славянский мир», «Мамыри», «Бачуринская», «Коммунарка», «Новомосковская», «Пыхтино», «Внуково».

«Несмотря на пандемию и проблемы с финансированием, метро очень активно строится, и две ветки, о которых мы говорим, продляться. Одна — до аэропорта, другая — до „Коммунарки“ через „Славянский мир“», — подчеркнул глава ведомства.

Параллельно в ТиНАО развивают линии МЦД. На четвертом диаметре уже открыли три станции — «Крекшино», «Санино», «Мечуринец». В ближайшее время заработают станции «Внуковская» и «Астафьево», к которой сегодня подводят дорогу из Троицка.

«Если говорить про четвертый диаметр, но на будущий год, в 2022 году, появятся новые пути: от МКАДа до Апрелевки. По сути, мы пройдем через всю „новую“ Москву новыми путями», — отметил Жидкин.

Параллельно новым транспортным артериям в ТиНАО прокладывают инженерные. По комплексной схеме в «новой» Москве тянут газовые сети — основные и опорные, создают энергетические центры, прокладывают водопроводные сети. «Один из ключевых проектов — водовод от Троицка до Щербинки. Это очень важный участок, который закольцовывает систему водоснабжения. Сейчас строится коллектор на участке до Троицка. Целиков запланированная схема будет реализована в ближайшие два года», — отметил Жидкин.

Уже в этом году заработают Южнобутовские очистные сооружения, которые обеспечат в ТиНАО новую схему водоотведения. «Мы строим крупные канализационные насосные станции, которые также позволят нам сбрасывать в централизованные очистные сооружения все стоки», — подчеркнул глава ведомства.

Текущий год обещает стать знаковым по вводу социальных объектов. Если раньше в ТиНАО ежегодно открывали по 10 школ и детских садов, то на 2021 год запланировано сразу 22. «Это связано с тем, что в некоторых локациях есть напряжение по социалке. Мэр задачу такую поставил, и я лично два раза в неделю провожу штабы, чтобы обеспечить ввод», — отметил Жидкин.

В этом году в ТиНАО вырастет и объем ввода жилья. «Если в прошлом году мы ввели 2,3 миллиона квадратных метров, то в этом году будет не меньше, чем 2,6 миллионов, а может и больше. «Новые территории пользуются интересом у всех, кто ищет себе жилье. Цена, к сожалению, растет, но не просто так. Во-первых, качество жилья с каждым годом улучшается, во-вторых, улучшается инфраструктура. Сегодня мы можем доехать до Коммунарки за полчаса на метро. Поэтому цена квадратного метра немного выросла», — отметил Жидкин.

Опросы местных жителей показывают, что большинство из них — 70% — замечают, как за последние два года выросло качество жизни в ТиНАО. По словам Жидкина, 80% выделяют развитие улично-дорожной сети, 72% признают основным преимуществом создание в «новой» Москве метрополитена, 52% считают, что жизнь в городе стала безопаснее. «Хороший показатель, демонстрирующий отношение жителей к развитию новой территории», — отметил глава ведомства.

Вместе с жильем и инфраструктурой в ТиНАО открываются новые рабочие места. При этом, под строительство производственных объектов землю город выделяет практически бесплатно. «Введена новая норма, о которой мы пока не говорили. Сегодня застройщик должен заплатить за смену вида разрешенного использования участка, например, если земля была сельскохозяйственной, а компания решила построить на ней жилье. Это закон города Москвы. Но если этот же инвестор построил рабочие места, то средства, оплаченные им за смену вида разрешенного использования, компенсируются. Это новая норма, и по ней уже начинают работать», — отметил Жидкин.

Всего с момента присоединения новых территорий к Москве здесь уже открылось 267 тысяч новых рабочих мест. Новая очередь «Комсити» и бизнес-центр «Прокшино» добавят ТиНАО еще девять тысяч рабочих мест. Сейчас в ТиНАО активно строится завод модульного домостроения, который также даст 2500 рабочих мест.

«Если говорить про объем инвестиций, масштаб, охват, территорию, которая одновременно развивается, „новая“ Москва, пожалуй, самый крупный проект в Европе. Самое главное, что это единый комплексный проект, в котором увязаны все инфраструктурные объекты. Могут быть в каких-то крупных городах Европы проекты, но они носят локальный характер. А мы создаем город, где развивается абсолютно все: дороги, метро, МЦД, сети, социалка, жилье, рабочие места», — отметил Жидкин.

Одна из главных проблем, которую принес ковид, — нехватка рабочей силы. «Раньше на стройки приезжали вахтовики из Белоруссии, стран СНГ. В пандемию возникла проблема с границами. Мы над ней всем строительным комплексом работаем, и федеральная власть, в том числе Марат Хуснуллин, много внимания этому уделяет. А в остальном, к счастью, у нас нет причин беспокоиться. По всем направлениям стройка идет динамично и с опережающими темпами», — подчеркнул глава ведомства.

Ася Никитина

Подпишитесь