Posted 4 февраля 2021, 11:46
Published 4 февраля 2021, 11:46
Modified 30 ноября, 06:51
Updated 30 ноября, 06:51
В дни, когда страну захватили несогласованные протестные акции, внимание христианской России привлекла проповедь патриарха Кирилла в Александро-Невском скиту. Он выразил озабоченность духовным состоянием молодежи.
«Как мы знаем, сегодня имеет место так называемый кризис молодого поколения, — подчеркнул предстоятель РПЦ. — Мы видим, как нередко молодежь наша буквально впадает в безумие, теряя всякие жизненные ориентиры, что может проявляться вовне и становиться известным и обществу, и миру. Но ведь такое состояние человека, которое приводит к тяжелейшим последствиям для его личной жизни, а нередко разрушительно влияет и на жизнь общества, не сваливается откуда-то неожиданно — оно формируется в недрах души». Также патриарх призвал какими идеями наполнен информационный поток, который поглощает современного человека.
Само по себе недовольство молодежными нравами, в общем-то, привычно для таких консервативных кругов, как церковь. В данном случае, однако, нельзя не заметить, что проповедь совпала со второй массовой несогласованной акцией уличного протеста в защиту Алексея Навального, в которой молодежь составляла большинство. Ранее глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, в передаче «Церковь и мир» на канале «Россия-24», счел необходимым напомнить, что «вовлечение детей и подростков в политические акции является совершенно недопустимым нарушением гражданского правопорядка» «Я думаю, что виновные должны нести за это ответственность», — подчеркнул владыка.
На злобу дня с корреспондентом «Росбалта» беседует известный христианский общественный деятель Сергей Чапнин.
— Сергей Валерьевич, следует ли воспринимать слова высших иерархов, как безусловное обличение протестов и оппозиции, и демонстрацию лояльности власти и президенту?
— Да, патриарх Кирилл неслучайно заговорил о молодежи в день протестов. Он осуждает протестную активность молодежи не стесняясь в выражениях, прямо говорит, что молодежь «впадает в безумие». Он пытается показать, что озабочен духовным состоянием молодежи, но, боюсь, все прочитают его иначе — как однозначную поддержку репрессивных действий государственной власти.
В целом позиция церкви в России повторяет сформулированную ранее позицию в Беларуси. И там церковь критиковала участников акций гражданского протеста, не желая понять их мотивацию и признать, что у протестующих тоже есть своя правда. В такие критические моменты, когда власть находится в раздражении, церковь ведет себя тихо и предельно лояльно. Никаких сигналов, что позиция церкви как-то отличается от позиции государства, она не посылает. Церковь идет по накатанной колее, показывая, что ее союз с государством надежный и прочный.
Увы, это огромная ошибка церкви и в Беларуси, и в России. Если церковь претендует на духовное лидерство, она должна послать ясный сигнал, что понимает те проблемы, которые выводят людей, в том числе и молодежь, на уличные протесты.
Ну, а в отношении митрополита Илариона все гораздо проще: много лет он ведет телепрограмму на государственном телеканале «России-24», где отрабатывает кремлевский темник в церковном стиле. Не думаю, что проблемы молодежи его как-то интересуют.
— А куда в таком случае деваться оппозиции? Она, как в XIX веке, будет становиться все менее религиозной?
— Нет, не обязательно. Православные христиане — органичная часть современного общества, они, конечно же, присутствуют и среди протестующих, и среди арестованных. Проблема церковного возрождения 1990-х и 2000-х была в том, что вся без исключения церковная иерархия пользовалась исключительным авторитетом. Авторитет церкви как таковой переходил на каждого ее представителя. И вот, последние 10-15 лет мы видим, что происходит «болезненный развод».
Авторитет церкви соединяется с авторитетом священника только в том случае, если он своей жизнью свидетельствует о Христе, евангельских заповедях. А к епископу, который произносит какие-то дежурные слова, как тот же Иларион, давно относятся с изрядной долей скепсиса.
Официальная позиция церкви и позиция конкретных приходов и конкретных прихожан во многих случаях могут быть диаметрально противоположными.
— А что же с молодежью?
— Конечно, вопрос работы с молодежью для церкви важен, об этом время от времени говорит и патриарх (митрополит Иларион по должности этих вопросов до сей поры не касался). Существует целый синодальный отдел по делам молодежи, который уже давно, не один десяток лет, называют «отделом по борьбе с молодежью».
И вместе с тем в разных городах России есть отряды «скаутов» и «витязей». Такие православные группы есть и в русском зарубежье. Казалось бы, какая-то работа с молодежью идет. Но надо иметь ввиду, что у нее несколько уровней. И на официальном уровне это, чаще всего, показуха.
Приведу всего лишь один пример: пару лет назад в Москве было приказано собрать молодежь на поздравление патриарха Кирилла с Пасхой. И в назначенный день молодежь собралась рядом с храмом Христа Спасителя. По требованию службы безопасности все были обязаны прийти за два-три часа, и ждать… Когда появился патриарх, и его поздравили, он сказал в ответ несколько дежурных слов и ушел.
Молодежь тоже разошлась, у большинства было неприятное ощущение, что их просто использовали для красивой картинки, для показухи, для церковного пиара. Молодежь не глупая, она увидела, что она патриарху не нужна и не интересна. Один из священников, сопровождавших эту молодежь, признался, что уходил с этой встречи в глубокой тоске. Он прекрасно понимал, что эти несколько сот молодых людей для церкви потеряны. Он честно сказал: «Мне страшно от того, как безрассудно мы теряем молодежь».
Но есть и более здоровый уровень церковной жизни — приходской. Если священник занимается молодежью искренне, это не останется незамеченным. Молодежь ценит искренность и готова таким священникам доверять. Получается, что одна из задач священника — уберечь молодежь от церковного официоза.
Увы, патриарх молодежь не понимает и даже не чувствует этого. Его высказывания обращены к какой-то мифической молодежи. Церковная риторика традиционных ценностей с огульной критикой «потребительского общества» и социальных сетей у реальной молодежи вызывает как минимум скепсис, а то и гомерический хохот. И сегодня, к сожалению, официальная церковь делает все, чтобы православие для молодежи выглядело как можно менее привлекательным.
Современная молодежь — очень «левая», социалистические идеи невероятно популярны. Даже те, кто вырос в церковных семьях, достигая 17-18 лет, из церкви все равно уходит. Некоторые возвращаются позже, когда им 30+, но их не так много.
Сложившиеся обрядовые и идеологические формы молодежь не привлекают. Громоздкий византийский ритуал ей совсем не близок. Она ищет большей простоты и естественности. Думаю, что молодежь, если какая-то существенная ее часть останется в церкви, будет сторонником многообразия в церковной жизни. Запрос на это многообразие уже сейчас довольно большой.
Беседовал Леонид Смирнов