Posted 23 декабря 2020, 16:55
Published 23 декабря 2020, 16:55
Modified 30 марта, 12:41
Updated 30 марта, 12:41
Как научить ребенка учиться, чтобы он сам каждый вечер садился за уроки, брал форму на физкультуру, вовремя вспоминал про поделки, которые завтра срочно нужно сдать на конкурс? Правда ли, что если вы не проконтролируете, сам он точно ничего не сделает? Спросили об этом семейного и детского психолога Катерину Мурашову. Полную версию разговора смотрите на Youtube-канале «Росбалта».
— Многие родители жалуются, что их ребенок не делает уроки сам, и каждый раз ждет настоятельного напоминания взрослого. Почему так происходит?
— Это вопрос ответственности. Кто определяет, на ком и за что лежит ответственность в семье? Разумеется, взрослые. Если родитель решил, что вопрос усаживания ребенка является его, родителя, зоной ответственности, ребенок это принимает. Ему не надо самому садиться за уроки. Он ждет, когда к нему придет мама и скажет: «Так, ты сел за уроки? Ну-ка быстро убрал это все и сел!» Ребенок сам об этом даже не думает. Более того, ему даже в голову не приходит «вырасти» по этому вопросу.
Но прежде чем родитель скажет ребенку: «твои домашние задания теперь твоя ответственность», он должен провести некую внутреннюю работу с собой. Для того, чтобы ребенок понял, что ответственность за приготовление уроков лежит на нем, родитель должен решить это для себя, внутри: «Я, родитель, не беру на себя ответственность».
— Думаю, родители на это сказали бы: «Если его не заставлять, сам он никогда и не сядет за уроки».
— Совершенно верно. Если вы вот сегодня совершили внутреннюю перестройку, пришли и сказали ребенку: «Я снимаю с себя ответственность за твою домашку. Теперь ты сам — как сможешь, так и сможешь. Я в тебя верю, ты не глупый», скорее всего в этот день ребенок сделает только половину уроков, и оценки рухнут вниз. Потому что до этого домашние задания всегда были зоной ответственности родителя. Он должен быть к такому готов.
Вы спросите: можно ли так? Можно. Например, когда я училась, родители вообще не интересовались нашими школьными успехами. И ничего.
Да, кому-то учеба дается легче. В любом классе есть условно два отличника, десять хорошистов, сколько-то троечников. Современные родители рассуждают так: «Если я буду его „дрючить“, он сможет учиться на четверки, проверено. Если я не буду с ним заниматься, сам он скатится на тройки. Я, родитель, хочу, чтобы мой ребенок учился на четверки». Отлично. В таком случае, это сознательный выбор родителя: контролировать ребенка, чтобы он учился лучше. Это абсолютно честная, здравая позиция.
Можно вообще всю ответственность за учебу передать ребенку, и тогда он будет учиться так, как может сам. Такой вариант тоже имеет право на существование, если родитель готов к результату.
Есть и середина: «все предметы, которые у тебя есть, ты теперь будешь учить так, как ты можешь и хочешь. Я буду с тобой заниматься только английским, потому что я считаю, что знать языки — это важно, а у тебя с этим плохо. Каждый день в 18:00 я буду приходить к тебе с карточками, рабочими тетрадями и знанием о том, что тебе задали, которое я сам почерпну из твоего электронного дневника». Родитель все взвесил, отмерил себе ответственности, передал ответственности ребенку, и делает ровно то, что он сказал.
Понимаете, у нас нет никаких способов научить ребенка теоретически. У нас есть один единственный способ — практика. Для этого родитель должен с себя эту ответственность снять, ребенка проинформировать, и вести себя в соответствии.
— Что делать, если ребенок вроде сидит над учебниками, но вместо того, чтобы читать их, ловит ворон?
— Если родитель решает, что приготовление уроков — зона ответственности ребенка, его не должно интересовать, ловит ребенок ворон или занимается делом. Он его хвалит за пятерки, ругает за двойки.
Когда я училась в школе, у нас у всех было плюс-минус одинаковое послание от родителей: «Мне все равно, что ты там делаешь. Главное, чтобы твоя училка мне не звонила и не жаловалась». В рамках этого мы и действовали.
Но если приготовление уроков — зона ответственности родителя, есть хороший способ сократить ежевечерние мытарства, особенно в младших классах. Вы приходите в комнату, усаживаете ребенка за стол, кладете ему руку на голову, и за 20 минут он у вас делает все уроки.
— Кладете руку на голову — это фигурально?
— Нет, не фигурально. Пока ваша рука лежит на голове у ребенка, он никуда не денется: он будет писать это упражнение или решать эту задачу. В первом-втором классе за 20 минут ребенок делает все уроки, и вы оба свободны.
— Мне кажется, умение учиться тесно связано с умением сосредоточиться, держать внимание. Ваша история как раз об этом.
— Да, у каждого есть свои индивидуальные особенности. Кому-то это дается сложнее, кому-то проще. Можно ли тренировать концентрацию внимания? Да, разумеется, можно. Существует множество упражнений на внимание. Часть из них полезна. Если родители не забанены в Гугле, они без труда найдут эти упражнения. Главное не перебирать. Некоторые упражнения там уж больно занудные. Выбирайте задачи повеселее. Ребенок и так несет определенную учебную нагрузку, а тренировка внимания — это ведь тоже упражнение, его нужно делать.
Внимание у каждого конкретного ребенка можно улучшить и развить в пределах его нормы реакции. Дети разные. То, что дается легко одному ребенку, будет потолком для другого.
Что зависит от того, какое у ребенка было внимание изначально? Ребенок с высокой концентрацией внимания уже в первую неделю будет сам садиться за уроки и носить с собой физкультурную форму, если это его зона ответственности. Ребенок с низким уровнем внимания две недели будет то носить, то не носить форму, страдать, обвинять родителя. Но через месяц и он научится.
Анна Семенец
В проекте «Росбалт» об образовании «Учись с talkОМ» вместе с историками, педагогами, психологами, карьерными консультантами обсуждаем, чему и как учиться в современном мире. Еще вчера профессию выбирали раз — и на всю жизнь, а сегодня уже в 30 лет можно обнаружить, что полтора десятилетия учебы прошли вхолостую: от школьной программы в голове остались лишь «жи-ши» и таблица умножения, а специальность, указанная в дипломе, уже безнадежно устарела. Впопыхах люди начинают подыскивать новую нишу, разбираясь в профессиях, о которых к окончанию школы еще не слышали, а система образования продолжает готовить к новому миру по старым схемам. Если нельзя изменить систему, то, может, пора менять свой личный подход к обучению? Вместе с экспертами попробуем разобраться, как в этом непредсказуемом мире учиться с толком.