Posted 15 сентября 2020, 11:40
Published 15 сентября 2020, 11:40
Modified 30 марта, 13:23
Updated 30 марта, 13:23
На дворе бархатный сезон на большинстве курортов. Какие потери понес российский турбизнес из-за пандемии коронавируса, и что нас ждет в зимнем сезоне? С корреспондентом «Росбалта» беседует вице-президент Ассоциации туристических операторов России (АТОР) Илья Уманский.
- Илья Геннадьевич, каковы первые итоги «усеченного сезона»? Какие прогнозы оправдались, какие — нет?
— Сейчас уже можно говорить, что летний сезон состоялся, и курорты имели возможность работать, зарабатывать и выполнять свои обязательства. Отрасль (скажем так — большая ее часть) выжила.
— Но появилась информация, что в нынешнем году турбизнес примерно половину денег потерял?
— Да, это похоже на правду. Однако все познается в сравнении: могло быть хуже. Весной непонятно было, откроется ли сезон вообще.
Сразу надо признать: за бортом, к сожалению, остались такие направления, как детский отдых, детские лагеря. Этим летом они не работали и пребывают в тяжелом состоянии. То же испытывают компании, которые занимаются деловым туризмом: сейчас только восстанавливается какая-то «конгрессная» деятельность. Экскурсионные туры в массе своей восстановились только в конце сезона.
С международным туризмом картинка не очень радостная. Выездной рынок открылся в части Турции, и только в августе. Основного турпотока выездные туроператоры не получили, да и Турция — далеко не весь турпоток. Но все-таки он хотя бы так открылся, и туроператоры смогли хоть в конце сезона начать что-то зарабатывать, а въездной туризм оказался заблокирован вовсе.
К сезону мы подходили с диким объемом обязательств: туристы купили массу туров, а из-за пандемии возник риск банкротства огромного числа участников рынка, потому что вернуть эти средства одномоментно не было никакой возможности.
И надо отдать должное Ростуризму: нам очень повезло, что именно нынешнее руководство оказалось у руля отрасли в непростой период, и смогло убедить правительство пойти на очень непопулярную, но совершенно необходимую меру. Было принято постановление, согласно которому, возвраты денег за нереализованные туры отложены вплоть до конца 2021 года. Никто не разорился благодаря этой мере, а иначе разорились бы многие.
Так что основные потери понесены «на внешних направлениях». Если же говорить о внутреннем турпотоке, то сезон состоялся, и можно прогнозировать, что по итогам года он составит в районе 70-80% от прошлогоднего. Выбывшие периоды апреля-мая-июня дают такую «поправку».
Но все же люди поехали по заранее купленным турам. Либо — благодаря тому, что пошли продажи — операторы смогли деньгами, полученными от новых продаж, компенсировать затраты тем туристам, что решили от поездки отказаться.
— К сожалению, многие знакомые, побывавшие в Крыму и других местах, жалуются и на рост цен, весьма стремительный, и на весьма «ненавязчивый сервис».
— Давайте разберемся. Когда заходит речь о качестве отечественных курортов и о сравнении их с зарубежными аналогами, к рассмотрению берутся более-менее аналогичные средства размещения — отели, пансионаты и т. д. К сожалению, в нашей стране доля средств размещения с качественным номерным фондом не превышает 10% от общей численности, и, конечно, они не испытывают особенных проблем с загрузкой, просто из-за отсутствия конкуренции. Следовательно, зачастую они оказываются дороже зарубежных аналогов, существующих в абсолютно других рыночных реалиях.
Остальные 90% номерного фонда наших курортов представлены устаревшим фондом еще советского периода — это около 10%, а примерно 80% — это разного рода частный сектор, в который входят и сдаваемые бабушками комнатки, и «отели» по 100 номеров, оформленные как частные дома. Среди них конкуренция очень высокая, и даже в этом сезоне они были заполнены не на 100%.
В этом сезоне мы действительно фиксировали рост цен, но он относился в основном к первой группе средств размещения и наиболее ярко был заметен в отелях с 4-5 звездами. Чем выше уровень отеля, тем радикальнее могла меняться цена. Для наших сограждан, не обремененных финансовыми проблемами, мир в этом году был закрыт, поэтому они выкладывали и по 100, и даже по 500 тыс. рублей за номер в сутки в отелях премиум-уровня.
Ценообразование в гостиничном бизнесе перестало быть статичным, когда цены устанавливались весной на весь сезон. Как и в авиации, цены корректируются в соответствии со спросом.
Что же касается сервиса, то, в этом сезоне, действительно, качество упало, и понятно, почему. Помимо всех прочих проблем, наслоилась кадровая проблема.
Запуск сезона происходил хаотично и не подлежал прогнозированию. Закрытие в период подготовки к сезону в конце марта привело к тому, что отели и пансионаты не знали, к чему и как готовиться. И не было возможности вести работу по привлечению персонала. Туда едут на работу люди со всей России и ближнего зарубежья. В этом году жители российских регионов массово отказывались ехать на работу. Они пропустили два месяца, уже что-то для себя нашли дома, да и просто боялись заболеть.
— Одинаково ли отразилась эпидемия на российских курортах, или есть разница?
— Определенная разница есть. Когда люди, привыкшие к загранице, поставлены перед фактом ее закрытия, они начинают выбирать отечественный брэнд более высокого уровня. Так что основная нагрузка легла на Сочи и Крым. Такие направления, как Анапа, Геленджик или Туапсе, где тоже спрос был значителен, все же они испытывали меньшую нагрузку и прошли сезон с большей легкостью.
— И каковы вкратце наши перспективы?
— Сейчас уже бархатный сезон: как правило, он кончается в районе 25 сентября, но в этом году, по нашим ощущениям, немножко продлится. Конечно, из-за ситуации в целом: море от этого теплее не станет. Где-то к 10 октября загрузка сильно снизится.
С предстоящей зимой все сложно. Любые перспективы имеют внешнюю зависимость, связанную с открытием границ. Если мы получим продолжение истории с новыми волнами пандемии и закрытыми границами, то значительная перегрузка коснется наших горнолыжных курортов, а также загородных пансионатов и т. д. Зима в этом случае будет тоже жаркая, и мы получим ровно те же проблемы, что летом: повышение цен и, увы, недостаток качества
Как бы там ни было, хочу напомнить, что благодаря закрытым границам люди поехали открывать для себя Россию. Да, традиционные курорты у нас переполнились, но люди увидели Урал, Камчатку, Побережье Балтики, Байкал и т д. В помощь им Ростуризм запустил акцию «Кэшбек», которая позволяет сэкономить. Так что, зимой, в случае закрытых границ, у туристов будет возможность увидеть и зимнюю Россию (катание на собачьих упряжках, купание в горячих источниках, полярное сияние и т д).
Беседовал Леонид Смирнов