Posted 30 июля 2020, 13:42
Published 30 июля 2020, 13:42
Modified 30 марта, 13:41
Updated 30 марта, 13:41
Создание Новой Москвы, она же Троицкий и Новомосковский административные округа, вызывало оживленные дискуссии: одним казалось, что происходят крупные «потрясения», кому-то — что, наоборот, ничего существенного не происходит, просто «бюрократы делят сферы влияния», другие же видили в этом серьезный резерв для развития территории. Восемь лет — достаточный срок, чтобы понять, кто же был прав.
Как напомнил на своем сайте мэр Москвы Сергей Собянин, с присоединением Новой Москвы территория столицы официально расширилась в два с половиной раза, кроме того, градоначальник кратко объяснил, зачем это было нужно.
«На карте 2011 года Москва представляла собой большой овал, ограниченный МКАДом, с небольшими вкраплениями территории за пределами кольца, — пишет Собянин. — Но реальный город — плотная урбанизированная застройка — давно уже вышел за пределы административных границ Москвы. В ближайших городах Подмосковья, тяготеющих к железным дорогам, шло массовое строительство новых спальных районов, жители которых покупали квартиры с прицелом на поездки на работу в Москву».
Пресловутая «маятниковая миграция» утром и вечером на машинах, автобусах и электричках, уже к 2010 году захватила около трех с половиной миллионов человек. Что, как и признает мэр, даже для крупного мегаполиса все-таки многовато.
В силу исторических причин, в сколько-нибудь ближнем (по современным меркам) Подмосковье оставался один-единственный незастроенный «сектор»: на юго-западном направлении, между Киевским и Варшавским шоссе. Но и этой территории площадью в 148 тысяч гектаров в ближайшие несколько лет грозила та же судьба.
У мэрии был выбор: либо ничего не делать — и тогда через 5-10 лет там будет еще один огромный спальный район. Как пояснил Собянин, «на руках у застройщиков уже были документы на возведение миллионов кв. метров жилья», с чем потом пришлось «разбираться» несколько лет.
Либо же, расширять границы города — естественно, при поддержке президента и федерального правительства, и во взаимодействии с руководством Московской области, которое тоже ситуацию понимало. Это позволяло избежать новых тяжелых градостроительных ошибок: строить не только жилье на продажу, но и всю инфраструктуру, и создавать рабочие места. Что и было сделано.
Мэр скрупулезно перечислил основные возражения против проекта Новой Москвы, прозвучавшие восемь лет назад. Таковых было шесть. Во-первых, боялись гигантской нагрузки на городской бюджет. Но инвестиции в Новую Москву составили лишь 9,1% от общей инвестиционной программы: 303,1 млрд руб. Из 84 новых станций метро и МЦК — лишь восемь в Новой Москве. Из 949 км построенных дорог — 212.
Во-вторых, опасались, что за МКАД вытолкнут всех очередников жилья. Однако программа реновации идет своим ходом, в каждом районе. Из 31 млн кв. метров жилья, построенного в столице за восемь лет, к Новой Москве относится 11,7. Многие боялись, что туда особенно «понаедут мигранты». Но большую часть квартир покупают москвичи, среди коих есть и те, кто ранее переехал в Подмосковье, но потом «решил вернуться».
Немалые страхи были у дачников и садоводов. Но никто их не тронул: наоборот, как сообщил мэр, за это время привели в порядок пути к 807 товариществам. Заасфальтировали грунтовые дороги, ликвидировали перебои с электричеством, приняли на баланс более 600 км ЛЭП, 350 подстанций. Более двух тысяч участков получили газ, построено 39 км газопроводов, и до 2025 года планируется еще 297. Обустроено 90 детских и спортивных площадок.
Тем, кто боялся за природу загородной местности, мэр отвечает, что охраняемые зеленые территории составляют 67 тысяч га или 51% территории. Благоустроено 12 парков, два сквера, три зоны отдыха и 25 знаковых объектов, общей площадью 272 га, высажено более 500 тысяч деревьев и кустарников.
И, наконец, что с инфраструктурой и рабочими местами? А вот что: построено 84 крупных социальных объекта, и как особо подчеркнул мэр, добраться из самого «знаменитого» района Новой Москвы, Коммунарки, в центр не сложнее, чем из таких московских окраин, как Бутово или Куркино. Число рабочих мест возросло в три раза, с 85 до 258 тысяч: в промышленности, бизнесе, инновациях. Люди на работу в Новую Москву — едут, в том числе даже из «старой».
Более подробные разъяснения дал журналистам руководитель Департамента развития новых территорий, «куратор» Троицкого и Новомосковского округов Владимир Жидкин. Он рассказал, что в Новую Москву проинвестировано 1,77 трлн руб. Бюджетный — лишь 1 рубль из четырех. К 2023 году объем инвестиций планируется довести до 2,5 трлн руб. и до 2015 года — до 7 трлн. Более 160 млрд руб. вложено в дороги и более 100 млрд — в метро.
Население Новой Москвы за восемь лет выросло в два с половиной раза и составило 573 тысячи человек.
По части жилья, по данным Жидкина, построено 14 млн кв. метров. Всего же потенциал Генплана составляет 56 млн кв. метров в домах разной этажности. Как особо подчеркнул куратор, если в 2013 году среди покупателей квартир было всего 18% москвичей, то сейчас уже 63%. «Больше половины жилья — это 2-3-комнатные квартиры, — рассказал Жидкин. — Это значит, что молодые люди покупают жилье, чтобы полностью осесть и жить в Новой Москве. Это не переходное жилье, а жилье для постоянной жизни».
Но гораздо больше говорилось об инфраструктуре. «Везде, в какую бы страну мы не приезжали, мы везде слышим именно этот подход, — поделился опытом руководитель. — Самое главное — это создать инфраструктуру».
Итак, за восемь лет построено более 80 школ и детских садов: в 2,3 раза больше детсадов, чем за весь предыдущий период, школ — в 2 раза больше. До 2024 года планируется еще не менее 100 социальных объектов (школы, детские сады и поликлиники). В Троицке проектируется крупнейшая школа на 2100 учебных мест. Для знаменитой больницы в Коммунарке, которая под руководством будущего Героя России Дениса Проценко помогла справиться с эпидемией коронавируса в столице, строится вторая очередь.
В Новой Москве семь музеев, 34 библиотеки, 14 крупных детских школ искусств. Проектируется музейный депозитарный центр — в сентябре планируется конкурс и аукцион на его строительство. Там будет 10 тысяч кв. метров выставочных площадей, и еще будет построено 70 тысяч кв. метров выставочных площадей и хранилищ для четырех федеральных и 17 московских музеев. Функционирует также 26 муниципальных учреждений физкультуры и спорта, 782 спортивных объекта и 16 бассейнов, все новые детские сады проектируются с бассейнами.
Построено 211 км магистральных дорог, плюс в стадии строительства находится 127 км, и проектируется параллельно еще 153 км. Строятся водоводы с качественной московской водой и магистральные сети канализации.
Строится и метро. До 2035 года запланировано не менее 25 новых станций и 72 км путей, четыре электродепо. «Почти в чистом поле размещена, — рассказал Жидкин про новую станцию „Прокшино“. — Здесь есть земельный участок в 135 га, принадлежащий компании „101“. Ранее они даже близко к нему не подходили, потому что к нему нельзя было подъехать. Сегодня они начали реализовывать проект по созданию мест приложения труда».
Следующий этап — строительство метро до Троицка. На вопрос о судьбе тоже довольно знаменитого трамвайного проекта для Новой Москвы, Владимир Жидкин рассказал, что он пока законсервирован, поскольку метро и современные автодороги оказались лучше. Но коридоры для трамвайных линий на всякий случай оставлены.
Привел руководитель департамента и целый ряд примеров новых предприятий с рабочими местами. Среди них, крупный логистический центр «Внуково-логистик», первая очередь которого составляет 350 тысяч кв. метров, производство нетканых материалов, строящийся завод по производству крупных блоков домостроения. А также «Техноспарк», инновационное предприятие под эгидой «Роснано». За истекший год было создано около 27 тысяч рабочих мест, что превышает половину вновь прибывшего трудоспособного населения. Можно и жить, и работать.
«Убежден, что объем инвестиций в „Большой Париж“ в разы меньше, хотя они начали на 10 лет раньше, чем мы, — заметил в заключение Владимир Жидкин. — Сегодня мы можем уверенно говорить, что проект реализуется очень уверенно и масштабно, и во всех направлениях».
Леонид Смирнов