Posted 9 июля 2020, 10:35
Published 9 июля 2020, 10:35
Modified 30 марта, 13:50
Updated 30 марта, 13:50
Падение реальных доходов населения и стагнация региональных бюджетов — таковы экономические результаты пандемии. И, как полагают эксперты, выход из коронакризиса будет болезненным и долгим.
Россияне вышли из самоизоляции беднее, чем были до
Каждый пятый в стране заявил о падении доходов в период пандемии. Доля россиян, живущих на доходы от пяти до 15 тысяч рублей, за время самоизоляции выросла до 36,5%. Таковы результаты исследования СК «Росгосстрах Жизнь» и научно-технического центра «Перспектива». Первый телефонный опрос специалисты провели в период с 26 февраля по 3 марта, еще до объявления всеобщей самоизоляции. Второй — в июне, когда большинство ограничений в стране сняли. За основу брали не зарплату, а средний доход за месяц, который называли сами респонденты, без учета того, официальный он или нет. Опросы проводили во всех федеральных округах. В каждом приняли участие полторы тысячи россиян старше 18 лет.
Результаты мартовского и июньского опросов сравнили, и оказалось, что за период самоизоляции доля россиян с доходом выше 15 тысяч рублей снизилась почти с 62% в феврале до 55% — в июне, а доля тех, кто зарабатывал больше 25 тысяч рублей в месяц, сократилась с 36% до 27%. Зато выросла доля тех, кто живет на 15 тысяч рублей и меньше.
В телефонных интервью почти 20% респондентов отметили, что доходы семьи сократились «значительно», еще 16,5% заявили о снижении доходов одного или нескольких членов семьи, а каждый пятый опрошенный потерял заработок полностью. При этом, больше 60% россиян до коронакризиса не имели никаких накоплений.
Однако в Минэкономразвития не видят резкого падения доходов. В релизе, который ведомство опубликовало на официальном сайте, акцент сделан на реальные зарплаты, которые, по данным чиновников, снизились по сравнению с апрелем прошлого года лишь на 2% — с поправкой на инфляцию. Одним из основных показателей доходов в министерстве называют потребительский спрос, который, по данным ФНС и Центробанка, с мая пошел в рост, и во второй половине июня превысил показатели марта. Данные ЦБ о покупках по банковским картам также демонстрируют возврат россиян к обычному уровню потребления, утверждают в Минэкономразвития.
Однако здесь стоило бы сделать поправку на то, что даже по данным Росстата, в неформальном секторе трудится 20% россиян, зарплаты которых не попадают в официальную статистику. При этом, даже тем, кто оформлен официально, зарплаты могли сохранить, а премии и бонусы — срезать. Что касается потребительского спроса, восстановление могло быть связано с выплатой пособий, а вовсе не с тем, что доходы людей вернулись к прежнему уровню. Хотя вряд ли в ведомстве обо всем этом забыли.
Коронакризис больно ударил по региональным бюджетам
Несмотря на то, что многие ограничения, связанные с пандемией, в регионах уже сняли, для бюджетной системы кризис только набирает обороты, считает руководитель группы бюджетных исследований Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина. Коронакризис долгим эхом будет отражаться на региональных бюджетах и на бюджетной системе в целом, отмечает она в своем обзоре.
За два карантинных месяца совокупные доходы бюджетов в реальном выражении сократились почти на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а собственные доходы просели на четверть — 26,4%. Сказались и физические ограничения экономической активности в период самоизоляции, и отсрочки по уплате налогов и сборов, и резкое снижение цен на нефть, которое сильно ударило по нефтегазовым регионам.
Налог на прибыль, который составляет больше трети собственных доходов субъектов, просел за два карантинных месяца почти на 34%. Для региональных бюджетов это оказалось чувствительно. Поступления от налога на имущества по сравнению с прошлым годом сократились на 31,6% в реальном выражении. НДФЛ — второй по значимости источник наполнения региональных бюджетов — упал почти на 15%. Падение оказалось заметно меньше, чем по другим статьям налогов, однако из-за высокой доли НДФЛ в доходах региональных бюджетов оно внесло весомый вклад в общую картину. Единственной статьей, которая не просела, а даже выросла на 1%, оказались акцизы.
В итоге, совокупные бюджеты регионов за январь—май пока еще держатся на уровне прошлого года. Но во многом это объясняется высокими показателями доходов за первый квартал и ростом межбюджетных трансфертов, которые в значительной степени компенсировали резкое падение собственных доходов регионов. Так, по словам Пенухиной, межбюджетные трансферты субъектам в период самоизоляции выросли почти вдвое по сравнению с 2019 годом, что позволило компенсировать две трети выпадающих доходов. Пока доходы субъектов падали, расходы росли: за два месяца самоизоляции — больше чем на 700 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Наибольший вклад внесли расходы на здравоохранение, которые выросли в 2,2 раза. Прежде всего, это траты на оснащение коечного фонда, закупку оборудования и средств защиты, выплаты врачам и медсестрам. Второй по затратности статьей стало образование: за два месяца расходы выросли на 55% к прошлому году, что, по словам Пенухиной, может быть связано с переходом на дистант. Заметно выросли траты на социалку — 16,4%.
В итоге, число дефицитных регионов в стране выросло вдвое. «На текущий момент уже 40% российских регионов столкнулись с необходимостью покрытия значительного бюджетного дефицита. И это лишь промежуточный итог коронакризиса», — считает автор обзора. По ее словам, в ближайшие месяцы можно с высокой вероятностью ожидать роста числа дефицитных регионов и увеличения их суммарного дефицита, поскольку собственные доходы продолжат сжиматься, а расходы будут держаться на высоком уровне.
«Устойчивость бюджетов субъектов РФ к нынешнему кризису будет во многом определяться тем, как распределится „коронавирусная нагрузка“ между федеральным центром и регионами: в какой пропорции дефицит собственных доходов регионов будет покрываться за счет безвозмездных поступлений, практически бесплатных, но все же возвратных, бюджетных кредитов, длинных облигационных займов и коротких, достаточно дорогих, банковских кредитов», — считает Пенухина. По ее словам, в ближайшей перспективе ситуация продолжит усугубляться, испытывая на прочность бюджеты регионов. Глубина кризиса будет напрямую зависеть от трех ключевых факторов: объема и параметров федеральной помощи, скорости восстановления экономики и наличия или отсутствия второй волны коронавируса во втором полугодии.
Что нас ждет впереди
В большинстве регионов доходы очень сильно упали. Причем, не только и не столько потому, что были введены ограничения, заявила «Росбалту» профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. «С самоизоляцией, растущими сокращениями, увольнениями, переводом на неполную занятость связано, в основном, падение поступлений от налога на доходы физических лиц. Второй удар пришелся по налогу на прибыль, основные плательщики которого — предприятия, прежде всего, экспортные. И там ничего быстро не восстановится. Глобальный спрос упал на все, и пока мир не вернется к докризисной активности, поступления налога на прибыль будут восстанавливаться, скажем так, медленно», — полагает эксперт.
Третий пункт, менее значимый для региональных бюджетов, — платежи от малого бизнеса. «Они посыпались страшно, в апреле — почти в два раза. И тоже будут очень медленно восстанавливаться. Речь идет о так называемых налогах на совокупный доход — вмененка, упрощенка, и дальше по списку. Там я вообще не вижу шансов на быстрое восстановление», — отметила Зубаревич. Правда, доля этих поступлений в доходах регионов не так велика.
Налог на имущество тоже сильно просел. Это связано с пролонгацией налоговых платежей. Но кто сможет потом заплатить этот налог — пока не ясно. «Поэтому не надейтесь на быстрое восстановление. История будет больная и долгая», — подчеркнула собеседница «Росбалта».
На фоне растущих расходов федеральная помощь не перекрывает падения собственных доходов регионов, отметила Зубаревич. Кроме того, она таргетирована на социальные цели. При этом регионы по-прежнему должны выполнять нацпроекты, поскольку целевые показатели сохраняются. И пока они не начнут рубить эти траты, на которые у них просто нет денег, им остается крутиться как хочешь.
«Выживание будет напрямую зависеть от размеров федеральной помощи. Пока ее дают медленно и недостаточно. По оценкам ВШЭ и Счетной палаты, выпадающие доходы в целом за год превысят 1,3 трлн рублей. Вся федеральная помощь, по прошлому году, составила 2,6 трлн рублей. В этом году ее нужно увеличивать минимум на 50%. Дадут — хорошо. Но уже понятно, что дадут не всем и недостаточно», — считает эксперт.
Анна Семенец