Posted 27 мая 2020, 17:00
Published 27 мая 2020, 17:00
Modified 30 марта, 14:09
Updated 30 марта, 14:09
На фоне эпидемии коронавируса расходы региональных бюджетов заметно выросли. Основные траты приходятся на медицину и социальные выплаты. При этом доходы из-за введенных в стране ограничений и падения мировых цен на нефть сокращаются. Смогут ли регионы выкрутиться, будет зависеть от трансфертов из федерального бюджета, считает профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики, эксперт Московского представительства Международной организации труда Наталья Зубаревич.
— Что происходит с экономикой в регионах?
— Данные за апрель мы получим только 5 июня. Так у нас устроена региональная статистика. В январе—марте никакого промышленного спада не было, за исключением семи-восьми регионов. В основном — металлургия, и кое-где — нефть и газ, потому что теплая зима была.
Что касается оборота розничной торговли, за первый квартал он вырос на 6%, а в марте — на 10%. Люди затаривались. Что покажет статистика за апрель, нам неведомо. Доходы населения за второй квартал, когда они реально начали падать, мы с вами узнаем только 31 августа. Пока понятно только про бюджеты. Мы мониторим данные Федеральной налоговой службы. ФНС пока не по всем регионам их вывесила. Но по большинству цифры уже есть. Если брать данные с января по апрель, там просадка составляет всего 3-5%. Но если взять данные только за апрель, картина получается совсем другая.
По Москве официальных цифр еще нет, но уже понятно, что в апреле столица просела в доходах на 30%. В 24 регионах доходы посыпались на треть, кое-где — в два раза. Сейчас федеральные власти выделили субъектам 100 млрд рублей. Но раздача пряников в России ведется не всегда по прозрачным критериям. Будем смотреть: кому и сколько. Сравнивать: как в апреле упали доходы, и кому сколько выделили денег. Уже сейчас известно, что больше всех дали Татарстану: 13 млрд рублей. То есть, почти 1/7.
Просадка там действительно серьезная. Основной источник доходов бюджета — Татнефть. Это нефтедобывающий регион, по апрелю доходы бюджета там просели примерно на треть. Но таких героев у нас 24 субъекта.
Май вряд ли будет сильно лучше. И вообще — второй квартал будет провальным по бюджетам. Коллеги из ВШЭ говорят, что, вероятно, выпадающие доходы консолидированных бюджетов регионов на 2020 год могут составить 1,3 трлн рублей. Это 10% всех доходов за прошлый год. Многое будет зависеть от объема трансфертов, которые выделят федералы. Пока они дали 200 млрд рублей, потом еще 100 млрд рублей. Последняя сотня — реакция на апрельский провал. Посмотрим, что будет в мае. Но что касается консолидированных бюджетов, хуже всего ситуация у регионов нефтяной, газовой, металлургической промышленности. У них очень плохая конъюнктура на мировых рынках. Падает налог на прибыль. А это основной налог для этих регионов. НДФЛ в апреле падал почти везде. За исключением разве что Чечни. Там НДФЛ растет. Может кто-то легализовался, или зарплату госслужащим подняли — мы не знаем.
Москва сказала, что в апреле НДФЛ упал на 14%, а налог на прибыль — на 30%. В Москве бюджет уже не так сильно зависит от нефтянки. Как отметил столичный заммэра Ефимов, налоги этой отрасли составляют где-то 8% доходов бюджета, а было 18%. В Петербурге ситуация хуже. Там основные плательщики — Газпром, Газпром-Нефть. Там зависимость от газпромовских денег очень серьезная.
В целом с января по апрель доходы упали не сильно. Но нужно понимать, что первые три месяца были из другого мира. Ключевая история — второй квартал.
— Доходы сокращаются. А что с расходами?
— Если мы посмотрим январь—март, росли все виды расходов. Регионы упорно выполняли нацпроекты. Команды развернуться в сторону коронавируса до конца марта не было. Деньги на медицину — дополнительные 80 млрд рублей из федерального бюджета — выделили не то в последних числах марта, не то в апреле.
Как сказал министр финансов Антон Силуанов, расходы субъектов и дальше сокращаться не будут. Растут и размер, и количество получателей социальных выплат. Это и пособия на детей с 3 до 7 лет, и единовременные выплаты на детей с 3 до 16 лет. Кроме того, безработных было 700 тысяч, а теперь — 1,7 миллиона человек. Так что расходы будут расти за счет социальной части и медицины.
— Получается, что расходы растут, а доходы падают.
— Это называется дефицит бюджета. И мы с интересом будем смотреть, как он будет покрываться. Есть два пути, которые не исключают друг друга. Первый путь — рост трансфертов из федерального бюджета. Мы это уже наблюдаем, потому что у регионов, за исключением Москвы, нет возможности самостоятельно закрыть свои потребности. Второй путь - облегчить возможность заимствования. То есть, давать больше бюджетных кредитов и разрешить регионам работать с коммерческими банками. Сейчас субъекты федерации зажаты довольно жесткими правилами в части заимствований. Те, у кого большой долг, не могут выходить на коммерческие банки. Те, у кого бюджетные кредиты, должны выполнять правила. Узду нужно ослаблять. Но следствием этого будет рост долговой нагрузки субъектов. Суммарно на начало года долг составлял 2,4 трлн рублей. Но это не только регионы, но и муниципалитеты. Коллеги считают, что долговая нагрузка вырастет на 20% как минимум. Я думаю, больше. Это зависит от того, как помогут регионам.
— То есть, вы считаете, что федеральный бюджет вряд ли выделит столько, чтобы регионам хватило?
— Естественно. А у вас есть иллюзии на этот счет? Вы хотите сказать, что они выделят 1,3 трлн рублей. Особенно Москве, у которой просадка по доходам бюджета будет 600 млрд рублей.
Анна Семенец