Posted 6 июня 2019,, 17:42

Published 6 июня 2019,, 17:42

Modified 31 января, 22:59

Updated 31 января, 22:59

Поколеблен ли «бастион либеральной мысли»?

6 июня 2019, 17:42
События в Высшей школе экономики в последние недели неоднократно становились поводом для тревожных публикаций в СМИ и соцсетях.

В самом начале лета демократическая и оппозиционная общественность встревожилась вестью о реорганизации в Высшей школе экономики. Поводов для беспокойства было, собственно, три, а реальны ли они и образуют ли какую-то единую картину, покажет, вероятно, уже осень.

Повод первый: в ВШЭ соединяют два департамента — политической науки и государственного и муниципального управления. Сама по себе оргмера вряд ли привлекла бы к себе большое внимание, не прозвучи одновременно с нею заявление конкретного преподавателя, доцента политологии Александра Кынева, о том, что его увольняют или сокращают. Это уже повод второй.

«По той информации, которая у меня есть сегодня, те курсы, которые я читал в Высшей школе экономики, упразднены. Моя учебная нагрузка на следующий год ликвидирована», — цитирует Кынева «Новая газета».

Вообще-то объединение структур внутри учреждения часто сопровождается сокращением штатов. Но ведь и сокращение не так уж редко затевается так, чтобы избавиться от неугодных или нелояльных начальству.

Тут надо учесть, как минимум, еще три обстоятельства. Если идти «от частного к общему»: то, что Александр Кынев — известный политолог, специалист по выборам и электоральной проблематике, притом выступающий с оппозиционными взглядами. То, что Высшая школа экономики — не просто крупный, престижный и «продвинутый» вуз, но своего рода «бастион либерального мышления», в том числе и неустанно упрекаемый за это в державных и коммунистических кругах. И то, что власть в нашей стране становится все более авторитарной, и положение всяческой оппозиции медленно, но неуклонно теряет в безопасности и уюте.

На таком фоне довольно естественна тревога, проявленная немногими оппозиционными СМИ. «Новая газета» назвала свой материал «ВШЭ расформирует департамент политологии. Преподаватели, критиковавшие власть, могут остаться без работы».

«В департаменте политологии действительно работают несколько известных профессоров и преподавателей, известных своей публичной критикой в адрес Кремля, а также участием в расследованиях, посвященных фальсификациям выборов в России», — подчеркивает издание.

Третий же повод для беспокойства был подан чуть ранее, в конце мая, когда во ВШЭ отменили запись учебного ток-шоу «В точку! Персона» после того, как студенты пригласили в студию кандидата в депутаты Московской городской думы, юриста Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь — известную соратницу Алексея Навального.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов дал разъяснения по данному вопросу телеканалу «Дождь». Он отметил, что «редакционная политика» шоу стала формироваться «группой студентов, которые имели мнение на тему того, кого приглашать». Однако шоу именно учебное, не развлекательное.

Кузьминов также заметил, что некоторые из студентов станут журналистами и «пойдут работать в медиа, у которых есть учредитель», а он «вложил свои деньги и контролирует этот процесс». «Цензурой называется совсем другая вещь», — добавил ректор.

При этом Ярослав Кузьминов сам является депутатом Мосгордумы. На следующий срок он не баллотируется, зато в городской парламент выдвигается проректор вуза Валерия Касамара.

Нетрудно догадаться, что на самых горячих демократов эта ситуация подействовала… (можно употребить выражение «как красная тряпка на быка», можно — «как удар грома», можно как «подливание масла в огонь»).

«Ситуацию, когда ректор одного из самых престижных вузов страны делится своими, как выясняется, пещерными и примитивными представлениями о роли и месте СМИ в обществе (по сути, «кто платит, тот и заказывает музыку»), иначе как позорной назвать нельзя», — выразила мнение общественная организация «Профсоюз журналистов и работников СМИ».

Движение в защиту прав избирателей «Голос» поместило на своем сайте приличных размеров материал, в котором отметило: «Вышка» на протяжении почти трех десятилетий была для многих из нас эталоном — университетом, коллектив которого задавал самые высокие стандарты для всей страны. Эти стандарты были не только академическими, но и ценностными». «Обращаемся к руководству вуза с просьбой воздержаться от злоупотребления административным ресурсом и пресекать давление на неугодных», — подчеркнул «Голос».

Независимый политолог Кирилл Рогов также связал вышеприведенные события воедино, но уже истолковав их наихудшим образом и для ВШЭ, и для общества в целом. «Новая коллизия «Кузьминов — Касамара — Соболь» — это второе издание коллизии вокруг Нюты Федермессер, — выразил мнение в Facebook политолог. — Как писал Моцарт, все деспотии делают это. То есть сталкивают лбами умеренную и радикальную оппозицию».

«Разумеется, разгон отделения политологии Вышки — это очень плохая новость, точка позора и системно ужасное событие, — пишет далее Рогов. — Потому что политология сегодня — очень важная дисциплина гуманитарного цикла». И, наконец: «Но я даже не об этом. Поразивший меня аспект этой истории состоит в полном отсутствии какого-то общественного, научного сопротивления происходящем».

То есть никто из преподавателей пока жалоб не заявил — по крайней мере, не выносил сора из избы. А друзья и знакомые оных преподавателей, среди которых немало интеллектуалов, в том числе именитых, тоже тревоги не бьют. Пока есть только слова Александра Кынева, также довольно осторожные (сам Александр находится за границей, и получить у него комментарий не удалось).

Свое разъяснение ситуации корреспонденту «Росбалта» дала проректор ВШЭ Валерия Касамара, тоже человек известный демократическими взглядами («Росбалт» писал, в том числе, о ее молодежных исследованиях).

«Заголовок «Новой газеты» совершенно некорректен, — подчеркнула Касамара. — Из той «искры, из которой разгорелось пламя», получается «Убили политологию»! Но политологию никто не убивал. Как были отдельно программы «Политология» и «Государственное и муниципальное управление», так они и есть, на них ведется прием. Все контрольные цифры приема те же, что и в прошлом году, они утверждены».

Высшая школа экономики, как разъяснила проректор, — очень большой вуз, в котором есть и факультеты, и департаменты, и институты, и многое другое. Самое крупное подразделение — факультет, который по размерам сопоставим с региональным вузом.

«Пять лет назад у нас были отдельно факультет социологии, факультет государственного и муниципального управления, факультет психологии, факультет прикладной политологии. Они все объединились под зонтиком факультета социальных наук и получили статус департамента. Под этим зонтиком они и продолжают жить», — рассказала проректор.

Студент во ВШЭ поступает не на факультет, а на конкретную образовательную программу, коих сейчас около ста. И преподавателей тоже приглашают под конкретную программу, заключая с ними контракты на год, три или пять лет. Что же, это — примета современного общества, где стараются не создавать «синекур».

А департамент — это тоже структура, объединяющая именно преподавателей, для помощи им в повышении квалификации, организационных и социальных вопросах. «Просто произошло объединение двух очень похожих тематически департаментов. Чтобы коллеги могли плотней коммуницировать, проводить совместные исследования и обогащать друг друга», — отметила Касамара.

Но все равно спокойной жизни преподавателям никто не обещает. «У каждого свой сценарий, — подчеркнула проректор. — Более того, в связи с реорганизацией всем продлили контракты на полгода. Те преподаватели, у кого контракты истекали 31 августа, еще на полгода продолжают оставаться сотрудниками «Вышки», поскольку произошла реорганизация… Все мы находимся в ситуации рынка, нас либо выбирают, либо не выбирают, мы либо востребованы, либо нет. Университет очень большой, найти себе нагрузку может каждый».

Какую-либо связь реорганизации с выборами в Мосгордуму и участием в них как госпожи Соболь, так и своим собственным, а также с отменой шоу Валерия Касамара категорически отвергла.

«На момент проведения шоу Любовь Соболь фактически начала активную избирательную кампанию, — полагает проректор. — Кандидатов ни в Государственную, ни в городскую думу, ни в президенты мы в университет не приглашали и не приглашаем. Ищите другие площадки для популяризации своих взглядов».

«Я тоже не использую университет в качестве площадки, не провожу там встреч политических, не собираю агитаторов, — подчеркнула Касамара. — «Голос» решил нас самих от себя защитить, но мы сами знаем, что нам делать. После того, как к нам придет один кандидат в депутаты, у нас не будет возможности отказать всем остальным, и мы станем лакомой трибуной. А мы никогда не были трибуной. К нам приходят политические деятели, когда они уже получили этот статус. К нам приходил и Дмитрий Гудков, и Владимир Жириновский, и «Единая Россия».

Ну что ж, как водится, цыплят по осени считают. Конкурс во ВШЭ станут проводить именно осенью, причем не спеша. Где-нибудь, вероятно, к ноябрю мы сможем увидеть, какие преподаватели окажутся «за бортом» и кто из них отличается особенно оппозиционными взглядами. А до той поры преподавателям нет никакого резона баламутить общественность. Но и обеспокоенных «внешних» можно понять: времена сейчас нервные.

Леонид Смирнов