Posted 18 марта 2019,, 14:43

Published 18 марта 2019,, 14:43

Modified 31 января, 22:20

Updated 31 января, 22:20

Полгода СИЗО — за доверенность?

18 марта 2019, 14:43
Мосгорсуд оставил многодетную мать Александру Лисицыну в изоляторе до конца апрель; к тому времени она просидит в СИЗО почти шесть месяцев.

Сегодня Московский городской суд рассмотрел апелляционную жалобу защиты на продление ареста Александры Лисицыной. Ее обвиняют в хищении земельных участков в составе организованной группы: часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ, по которой ей грозит до 10 лет лишения свободы. Но пока, по версии защиты, против многодетной матери у следствия есть только доверенность, которую она написала несколько лет назад и о которой до недавних пор не вспоминала.

Как рассказал адвокат, член Совета по правам человека при президенте РФ Шота Горгадзе, в 2014 году друг семьи предложил Александре Лисицыной купить землю по совершенно символической цене — чуть ли не в подарок передать.

«Мы прекрасно знаем, что мало кто сам занимается оформлением документов. Поэтому Лисицина выдала нотариальную доверенность на человека, который должен был этим заниматься», — отметил он.

Спустя какое-то время потребовалось уточнить детали, и она написала вторую доверенность. Поскольку никаких действий за этим не последовало, о несостоявшейся сделке Лисицына быстро забыла. Тем более, что по версии защиты, доверенность была выдана всего на год, четко под конкретные юридические действия, и никаких денег за землю она никому не передавала.

Но в 2018 году в дом многодетной матери пришли с обыском, а 15 ноября Тверской районный суд отправил ее в СИЗО. Лисицына до сих пор находится в изоляторе. Последний раз по просьбе следствия суд продлил арест на два месяца — до 27 апреля. К тому моменту, когда этот срок истечет, она просидит в СИЗО пять месяцев и 14 суток.

Защиту такая позиция следствия и суда приводит в недоумение. Во-первых, по словам Горгадзе, президент многократно повторял, что по экономическим статьям арестовывать людей не следует. Это все-таки крайняя мера, которая нужна, чтобы изолировать опасных преступников — убийц, насильников, представляющих угрозу для окружающих.

Во-вторых, остальные фигуранты этого дела, с которыми Лисицына якобы была в сговоре, никогда ее раньше не видели, о чем, по версии защиты, свидетельствуют их показания в материалах дела.

В-третьих, до настоящего времени следствие так и не установило, кто в этой истории потерпевший, считает адвокат Тамара Шустрова. По ее словам, хищение, в котором обвиняют Лисицыну, предполагает причинение ущерба собственнику. Следствие считает, что ущерб причинен Рослесхозу. Но по действующему Генплану городского поселения Селятино Наро-Фоминского района, утвержденному решением совета депутатов 6 июня 2017 года, участки, которые инкриминируют Лисицыной, относятся к землям населенных пунктов, и Рослесхозу не принадлежат.

Этот документ неоднократно фигурировал в ходе судебных заседаний. Сегодня адвокаты представили новые данные, которые свидетельствуют в пользу их подзащитной. Дело в том, что участки, которые числятся за Александрой Лисицыной, стоят на кадастровом учете с весны 2013 года, что подтверждают кадастровые выписки. Земли Рослесхоза внесли в реестр на месяц раньше.

По просьбе адвокатов специалисты ООО «Нара-Кадастр» дали техническое заключение по имеющимся в открытом доступе данным кадастровой карты Московской области. «При сравнении координат из этих выписок можно сделать вывод о том, что земельные участки не пересекаются и не накладываются друг на друга. Между ними есть расстояние: минимальное — 4 метра 20 сантиметров, максимальное — 58 метров 67 сантиметров», — заявила кадастровый инженер ООО «Нара-Кадастр» Мария Гужанова.

Соответствующее техническое заключение вместе с выписками из публичной кадастровой карты Московской области защита представила сегодня в суде. Из этих документов следует, что границы земель лесного фонда были обозначены и зарегистрированы еще в 2013 году, почти за год до того, как Лисицына написала злополучную доверенность.

При этом следствие, по словам адвоката, почти за год не смогло выяснить, стоят ли участки на кадастре, и какой ущерб нанесен лесному фонду. Кроме того, защите до сих пор не понятно, откуда взялась цифра — 37 млн рублей (так оценивает следствие ущерб, нанесенный Рослесхозу — «Росбалт»). По словам Шустровой, квадратный метр леса стоит примерно 1 рубль. Лисицыной вменяют хищение 13500 квадратных метров. Значит, ущерб должен оцениваться в 13,5 тысяч рублей, считает она.

«Как можно содержать человека под стражей пять месяцев, если до сих пор не установлено, кто потерпевший по этому делу и каков размер ущерба?» — заявила адвокат в зале суда. По ее словам, с момента последнего продления срока содержания под стражей с Лисицыной не провели ни одного следственного действия, только ознакомили с результатами экспертизы по делу.

За Александру Лисицыну перед судом поручились член Совета Федерации, единоросс Артур Чилингаров, председатель правления Российского союза ветеранов Афганистана, сенатор Франц Клинцевич, первый зампредседателя Российского союза ветеранов Афганистана Владимир Костюченко и адвокат Шота Горгазде, который заверил, что его подзащитная не сбежит и будет являться по первому требованию следствия.

По его словам, медицинские документы в материалах дела свидетельствуют, что у Лисицыной сколиоз 2-3 степени. В СИЗО заболевание прогрессирует. А дома ее ждут трое несовершеннолетних детей, которые нуждаются в матери.

Несмотря на все доводы защиты, Мосгорсуд оставил решение Тверского районного суда в силе. Горгадзе заявил, что адвокаты намерены обжаловать это решение в вышестоящей инстанции, и сделают все возможное, чтобы добиться для многодетной матери справедливости.

Дарья Истомина