Posted 2 января 2018, 07:00
Published 2 января 2018, 07:00
Modified 30 марта, 21:06
Updated 30 марта, 21:06
С нового года в четырех регионах страны стартует очередной эксперимент по легализации самозанятых. Добровольцам предложат завести учетную запись в специальном приложении, регулярно записывать туда свои доходы, с которых налоговая сама автоматически будет снимать 4% — за услуги физическим лицам, и 6% — юридическим. Тех, кто зарегистрировался, но налоги не платит, оштрафуют: сначала на 20% дохода, а потом и на всю сумму, если нарушение повторится еще раз в течение года. Как заверяют в СМИ чиновники и законодатели, карательные санкции будут распространяться только на тех, кто сам зарегистрируется в системе. То есть — новая попытка вывести самозанятых из тени тоже основана на принципе добровольности. И специально гоняться за теми, кто работает в тени, никто не будет.
В то же время в Сети говорят о том, что государство крепко решило взяться за самозанятых, а вычислять тех из них, кто не платит налоги, будут по банковским переводам с карты на карту. Имеют ли эти разговоры под собой почву, «Росбалт» выяснил у экспертов.
Теоретически отслеживать самозанятых по банковским переводам можно уже сейчас, если все они будут получать деньги за свои услуги на карту, считает директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Но им ведь никто не мешает это делать с помощью наличных. Думаю, один-два громких случая выявления самозанятых, которые переводили деньги с карты на карту, но не платили налоги, как все это тут же перейдет в сферу наличного оборота», — считает эксперт.
Конечно, у веб-дизайнера, который трудится на Карибах, возникнут некоторые трудности. Хотя — все решаемо, уверен эксперт. Но основная-то масса самозанятых — это строители, ремонтники, репетиторы, которые могут брать за работу живые деньги.
Кроме того, не понятно, как отличить плату за услуги от обычного перевода. «Всегда можно сказать, что это возврат долга. Попробуйте докажите обратное», — отметил Солодков.
Такой же точки зрения придерживается экс-министр экономики Андрей Нечаев. «Фиксировать переводы несложно. Каким образом устанавливать, что это именно платежи в пользу самозанятых? Народ у нас жженый, люди просто будут писать, что это возврат долга», — считает он.
«Это колоссальная работа — выявлять, какие из этих платежей являются потенциальным объектом налогообложения. Существует общее правило: стоимость затрат на администрирование налога не должна быть сопоставима с размерами сбора. Я боюсь, это будет тот самый случай», — заметил собеседник «Росбалта».
Также не совсем ясно, как это соотносится с банковской тайной, которую формально еще никто не отменял.
«Государство пытается скрести по сусекам, это понятно. Недавно я был на закрытой встрече главы „Сбербанка“ Германа Грефа с инвесторами, где он отрицал, что банк будет участвовать в этой истории и каким-то образом фиксировать переводы с карты на карту с точки зрения налоговых платежей. У меня нет оснований ему не верить. Хотя, конечно, банк государственный, если страна прикажет, значит, выполнят», — полагает Нечаев.
По последним данным, за 9 месяцев 2018 года россияне перевели с карты на карту больше 19 трлн рублей. Это сопоставимо с объемом оборота розничной торговли, который составляет 22 трлн рублей, заметил собеседник «Росбалта».
«Данные об этих платежах — большой соблазн для государства. Правда, пока налоговики заверяют, что не собираются отслеживать все переводы граждан, да и такой объем „слежки“ вряд ли окупится, хотя технически ФНС в состоянии все осуществить. На всякий случай гражданам надо быть готовыми к неожиданностям», — считает он.
«На мой взгляд, это будет глуповатое занятие, но поскольку наша власть делает много глупостей, то не могу исключить, что и эту тоже сделает», — заключил эксперт.
Экономист, директор Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников тоже считает, что это вполне реально. «Все будет зависеть от того, как отреагируют люди: испугаются и побегут регистрироваться, или нет. Заранее оценить невозможно», — считает он.
В то же время ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян рассказал «Росбалту», что тех, кто нелегально сдает квартиры, уже сейчас налоговая довольно легко находит по странным регулярным поступлениям на карту, которые никак не отражаются в налоговой отчетности. Многим из них уже приходят «письма счастья»: «мы знаем, что вы сдаете жилье в аренду, потому что заметили странную активность на ваших счетах».
«Это легко выяснить, особенно если у человека счет в госбанке. Они охотно передают данные в ФНС», — считает эксперт. Точно так же не составляет труда вычислить самозанятых, которые активно ведут бизнес, и регулярно получают переводы.
При этом назначение платежа не имеет значения, говорит Казарян.
«Тем банкам, которые следят за движением средств на карте, все равно, что написано в назначении платежа. Тем, которые не следят — тоже. Главный признак — регулярность, относительно большие суммы, начиная с 15 тысяч рублей, отсутствие в налоговой сведений о том, что человек где-то работает, или о том, что работодатель платит за него отчисления с этой суммы. Налоговая достаточно быстро обнаруживает, что никакой работодатель за человека ничего не платит, ИП на него не зарегистрировано, а деньги он регулярно получает», — объяснил Казарян.
«Проблема в том, что с ними делать дальше, и есть ли в этом какой-то экономический смысл. Ведь человека нельзя оштрафовать просто так, за поступление средств на карту. Нужно еще доказать, что он уклоняются от налогов. Значит, нужно проводить проверку, ходить в суды. Процедура не быстрая, стоит дорого. Для налоговой это нерациональная трата средств. Поэтому они, в основном, рассчитывают на дурака. Отправили письма счастья и ждут, что кто-то придет сдаваться сам», — полагает эксперт.
По мнению Казаряна, если сумма приличная — 500 тыс. рублей, за вами придут очень быстро. Но из-за каких-то 50 тыс. рублей никто за человеком гоняться не будет.
Другое дело, если режим налогообложения самозанятых заработает в полном объеме. В таком случае можно будет поставить человека перед выбором: заплатить штраф или легализоваться и отдавать государству 4% дохода.
Пока же закон о самозанятых экспериментальный, говорить об этом рано. Но депутаты Госдумы не оставляют попыток добраться до тех, кто работает в тени. По словам Казаряна, чтобы система заработала, парламентарии даже предлагали заметно облегчить процедуру взимания штрафов и списывать их почти автоматом.
Это, конечно, здорово изменит ситуацию. Хотя, Казарян считает, что вряд ли власти реально будут контролировать переводы с карты на карту, чтобы вычислить самозанятых. Скорее всего, их просто возьмут на понт.
«Проблема-то у нас в другом. Мотивация платить налоги должна быть понятна. Государственные траты — прозрачны. А у нас треть бюджета оказалась закрытой. В то же время мы видим, что происходит с дорогами, со здравоохранением, с образованием. Возникает вопрос: зачем вообще эти налоги платить. Если в США, Швеции, Голландии не платить налоги — просто стыдно, люди понимают, что от этого пострадает школа, в которой их ребенок учится, и дальше по списку, то у нас население считает: мы обманули государство, не дали жирным котам украсть у вас еще один кусок. С 2012 года темпы роста экономики нулевые. В пределах статистической погрешности. Но государство, вместо того, чтобы эти темпы ускорить, думает, каким образом увеличить фискальную базу. Одно с другим совершенно не бьется», — высказывает мнение Василий Солодков.
Анна Семенец