Posted 13 апреля 2015, 12:34

Published 13 апреля 2015, 12:34

Modified 31 марта, 08:33

Updated 31 марта, 08:33

Авторынок становится подержанным

13 апреля 2015, 12:34
На фоне падения продаж новых автомобилей ситуация на вторичном рынке выглядит весьма ободряюще. Именно на этот сегмент сегодня делают ставки официальные дилеры. О тенденции рассуждают аналитики и представители отрасли.

Эксперты утверждают: когда рынок окончательно просядет, только за счет автомобилей с пробегом компаниям удастся остаться в плюсе. О тенденции рассуждают аналитики и представители отрасли.

Конечно, вторичный рынок тоже просел, признается начальник отдела аналитики «Автостата» Андрей Топтун. «За три месяца прошлого года в стране было перепродано 1,3 млн автомобилей с пробегом, в этом году — 1, 05 млн. Сокращение весомое - порядка 26-27%», - отметил собеседник «Росбалта». Но первичный авторынок при этом просел на все 50%, добавил он.

Это показатели «по регистрации». На деле продаж больше. Определенная часть идет в Белоруссию, Казахстан — в долларах закупаться в России теперь дешевле, заметил эксперт. Правда, сейчас эта тенденция пошла на спад.

Что касается рынка подержанных авто, здесь все просто: не покупают новые машины - не продают старые, объясняет Топтун. В кризис же желающих обновить транспорт сильно поубавилось. Покупателей на вторичном рынке, соответственно, тоже стало меньше.

Правда, за счет того, что покупали на вторичке в основном за реальные деньги, не прибегая к кредитам, ситуация здесь до сих пор более или менее стабильна. «С точки зрения бизнеса, продавать подержанные автомобили сейчас легче, чем новые», - заметил собеседник агентства.

По словам эксперта, в какой-то момент на вторичном рынке существенно поднялись цены: в пик нестабильности новый автомобиль подчас можно было купить дешевле, чем «с рук». Правда, в настоящее время цены стабилизировались — покупателей не так много.

«Все, кто хотел приобрести автомобиль, сделали это в ноябре-декабре. Остальные, скорее всего, примут решение в пользу подержанного транспорта. Но вероятнее всего люди сейчас будут увеличивать срок владения автомобилем», - полагает эксперт.

Раньше от момента покупки авто до его перепродажи проходило 4,5 года (у люксовых — в районе трех лет, УАЗ, «Лада» — 5-6 лет), сейчас этот срок будет увеличиваться — в среднем до 5-5,5 лет.

«Люди будут ездить на том, на чем ездят сейчас, и чаще ремонтироваться», - полагает Топтун.

Избавляться от авто тех брендов, производство которых в России закрылось, россияне тоже не станут, считает собеседник «Росбалта». По крайней мере - в массовом порядке. Продажи новых Chevrolet упали на 27%. Такой же показатель держится в целом по рынку: Opel просел на 31%, Peugeot, Citroen — 34%. Словом, своим вкусам россияне не изменили, и вряд ли тот факт, что детали для ремонта придется ждать чуть дольше, заставит их избавляться от проверенного транспорта, тем более теперь.

«Смещение в сторону вторичного рынка есть», - подтвердил вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев. При этом Мосеев подчеркнул, что вторичка сегодня и так в лидерах: «на один проданный автомобиль в разные годы приходилось от 2,7 до 3,3 автомобилей с пробегом. В кризис показатели, как правило, возрастают до максимума».

По словам эксперта, сейчас по российским дорогам бегает порядка 40 млн автомобилей. Рынок растет, доля продажи машин, уже побывавших в эксплуатации, естественно, увеличивается. В сущности, по соотношению новых и подержанных, Россия находится на уровне развитых стран. Правда, парк у нас старее, добавил Мосеев.

Иная картина по соотношению официальных и частных продаж на рынке подержанных автомобилей. «Скажем, в Америке и Западной Европе до 40% машин продается дилерами, специализированными компаниями, которые занимаются вторичным рынком, и примерно 60% - частные лица. У нас официальные продажи составляют мизерные 6-7%», - обрисовал собеседник агентства положение дел.

Да, в 2015 году можно рассчитывать на рост до 8-10%, прогнозирует он. Но есть существенные ограничители, которые не позволяют бизнесу выйти в белую зону.

На Западе созданы информационные базы, позволяющие всем игрокам на этом рынке получать исчерпывающие сведения об автомобиле. «Да, это дополнительные расходы, но покупатели готовы на это ради уверенности в том, что машина технически исправна, а сделка юридически чиста. У нас же дилер, когда продает авто с пробегом, берет на себя все риски. При том, что элементарно проверить, находится ли автомобиль под залогом в банке, достаточно сложно», - отметил эксперт.

Он пояснил: «в Англии, например, любой автомобиль, как только сошел с конвейера, заносится в систему. Вся его жизнь фиксируется в этой системе. Да, владелец может не обращаться в авторизованные сервисы, но когда придет срок продажи, если авто числится в системе, продать его можно будет, скажем, за 100 рублей, если нет — лишь за 70 рублей». Словом, риски, которые несет покупатель, приобретая авто с «мутной историей», сказываются на стоимости.

Другая проблема - «перекупщики», которые занимаются скупкой и последующей перепродажей авто. Они не несут никакой ответственности за автомобили, не платят налогов. В Америке проблему решили просто: во многих штатах законодательно введен запрет на продажу более трех (в зависимости от штата цифра может меняться) автомобилей в год. Нарушение грозит уголовной ответственностью. «Перекупщикам» же закон предлагает зарегистрироваться в качестве торговой компания и платить налоги.

«У нас частное лицо совершенно спокойно может продавать бесконечное число автомобилей, не платя в казну ни копейки», - посетовал Мосеев.

«Сегмент непрозрачен: из 100 автомобилей с пробегом лишь семь продаются по понятным схемам. Говорить о том, что это какой-то цивилизованный бизнес, невозможно. Мы провели расчет: если рынок легализовать, даже просто технически работы по созданию базы приведут к тому, что государство сможет ежегодно получать на 10 млрд рублей налогов больше, чем сегодня. Кроме того, 10-12 тыс. человек будут официально трудоустроены, они начнут получать официальную зарплату, с которой будут платить налоги. Банки смогут, наконец, спокойно выдавать автокредиты на «лошадок» с пробегом. Тогда как сегодня многие либо не делают этого вовсе в силу высоких рисков, либо задирают ставки», - отметил собеседник «Росбалта».

Спокойнее будет и страховым компаниям, которые также не любят сделки с машинами старше трех лет.

Эти меры ассоциация предварительно уже обсуждала с правительством. Сейчас представители профессионального сообщества завершают работу над проектом. «Думаю, что после майских праздников мы предложим правительству четкий алгоритм решения проблем на вторичке», - заявил вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

Эксперт настаивает: дилеры, страховые компании, банки и физические лица должны иметь возможность посмотреть информацию об автомобиле со дня его появления. Переход на электронный ПТС сильно упростит задачу.

«Создание системы обойдется значительно дешевле фастфуда Михалкова, - отметил Мосеев. - В масштабах страны речь может идти максимум о 500 млн рублей».

Но если качественные изменения — вопрос долгосрочных прогнозов, то количественно рынок подержанных авто продолжает расти. «В этом году его доля будет постепенно увеличиваться, и достигнет соотношения 1:3,5. Это станет максимальным показателем за всю историю российского рынка, и, скорее всего, достигнут он будет за счет падения рынка новых авто», - заметил собеседник «Росбалта».

Происходящее, безусловно, стимулирует рост вторичного рынка. «Официальные дилеры говорят о том, что продажа автомобилей с пробегом становится одним из ключевых направлений. Когда весь рынок будет проседать, на автомобилях с пробегам дилеры имеют шанс выиграть», - уверен вице-президент ассоциации.

Число компаний, которые специализируются исключительно на вторичке, тоже возрастет.

«Если мы своевременно предложим им прозрачную схему работы, подкрепив законодательными ограничениями, из кризиса мы выйдем уже совершенно с другим качеством и сервисом», - прогнозирует Мосеев.

Анна Семенец

Подпишитесь