Posted 12 июня 2013, 05:33
Published 12 июня 2013, 05:33
Modified 31 марта, 18:43
Updated 31 марта, 18:43
Бывший сотрудник Московского инженерно-физического института (МИФИ) Антон Буслов рассказал «Росбалту» о своем отношении к кафедре теологии в некогда научном вузе, о причинах своего увольнения и реакции научной общественности на оккупацию религиозными деятелями крупнейшего ядерного центра страны. Буслов, выпускник МИФИ, в свое время принимал участие в создании системы наземной поддержки комплекса научных приборов российского спутника для изучения солнечной активности «Коронас-Фотон», а также в других проектах.
- Мое увольнение имело несколько причин, но деятельность кафедры теологии в МИФИ стала последней каплей, которая переполнила чашу моего терпения. Первый конфликт на этой почве случился немного раньше, когда на территории вуза была открыта церковь.
Второй конфликт произошел, когда вместо известного символа МИФИ, странника, символизирующего научный поиск под девизом «Дорогу осилит идущий», был установлен религиозный символ - крест. Студенты и преподаватели отреагировали на это шуткой: «не осилил».
Но многие, в том числе и я, отнеслись к ситуации серьезно – потому что научный подход и религиозное мракобесие в принципе несовместимы. Я не против того, чтобы всякий желающий мог исповедовать любую религию и верить в тех богов, которые ему больше нравятся. Но я настаиваю на том, чтобы у человека оставалось право учиться в государственном вузе, не веря ни в каких богов и не ходя по разнарядке на встречи с патриархом. У нас светское государство – это записано в Конституции страны. А сейчас священники из кафедры теологии читают студентам курс истории – в совершенно конкретной подаче, разумеется. Скоро и до курса физики доберутся, не сомневаюсь.
- Кто конкретно, по-вашему, виноват в клерикализации МИФИ?
- Я не думаю, что это инициатива РПЦ. Полагаю, что это попытка конкретного человека, нынешнего ректора вуза Михаила Стриханова, сделать себе политическую карьеру – поскольку РПЦ поддерживается сейчас на самом высоком уровне. Этот чиновник ранее работал в министерстве образования, занимал должность заместителя министра. Предполагаю, что насаждая православие в вузе, этот человек старается подать себя в выгодном свете перед руководством страны.
- Вас сейчас не только поддерживают в Рунете, но и критикуют. В частности, за то, что вы предпочли уволиться, а не бороться за репутацию вуза, который вы сами ранее называли лучшим вузом страны. Да и позиция остальных ученых и преподавателей вызывает недоумение – зачем было избирать Стриханова ректором?
- Конечно, ученый как социальный агент не должен быть трусом. Поэтому мне особенно обидно, что ученый совет МИФИ не нашел в себе силы отреагировать на возмутительную ситуацию, сложившуюся в учреждении. В кулуарах народ возмущается, но публично говорить боятся. Что касается меня – я свою позицию всегда отстаивал публично. Больше того, я написал заявление в прокуратуру с требованием разобраться, на каком основании в МИФИ тратятся бюджетные деньги на содержание религиозных культовых зданий и зарплату священникам. Прокуратура не отреагировала, а вот руководство вуза начало оказывать на меня давление. Мне было сказано, что уволят даже не меня, а людей, которые меня поддерживают – такое вот своеобразное взятие в заложники. Поэтому довольно долгое время я даже не мог обнародовать всю эту информацию – чтобы не пострадали другие люди. Аналогичное давление оказывалось и на студентов – им в ректорате объясняли, что они не смогут закончить обучение в вузе, если будут выступать против религиозных инициатив ректора. В целом молчание ученых МИФИ можно понять нежеланием ссориться с представителем минобразования – структуры, которая финансирует вуз. Но, конечно, оправдать это молчание нельзя – это просто позор.
- А много ли сторонников клерикализации в МИФИ?
- Я не видел ни одного преподавателя или студента, кто бы это поддержал. Возмущаются даже верующие люди, потому что понимают, что всему свое место, и в ядерном центре церковь просто неуместна. Раньше наш вуз был известен тем, что там установлен ядерный реактор. Сейчас про нас говорят: "Знаем-знаем, у вас церковь, кресты и кафедра теологии". Если раньше, выступая перед студентами, я уговаривал их поступать в МИФИ, обещая отличное образование, сейчас я вынужден с горечью говорить: "Абитуриенты, не поступайте в МИФИ. МИФИ пало жертвой политики и карьерных устремлений одного человека, вы не получите здесь научных знаний, а политическую карьеру лучше делать в других учреждениях. МИФИ как одного из лучших технических вузов страны больше нет – он опозорен навсегда". Мне горько это говорить, но люди должны знать, что происходит.
Напомним, скандалы вокруг МИФИ начались с назначением ректором Михаила Стриханова. Првым делом он открыл в вузе за бюджетные деньги церковь и получил за это церковный орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Одновременно Михаил Стриханов огласил решение ученого совета МИФИ о присвоении патриарху Кириллу степени почетного доктора МИФИ. При этом повышенная религиозность не мешает Михаилу Стриханову заботиться о своем материальном благополучии. Согласно материалам счетной палаты РФ, среднемесячная зарплата ректора составляла 1 млн 17 тысяч 100 рублей, что более чем в 30 раз больше средней по институту среднемесячной зарплаты доцента. Кроме того, согласно последней декларации о доходах, ректор имеет в личной собственности несколько земельных участков и загородных вилл, а передвигается на автомобилях Lexus RX 300 и Lexus RS 450H.
Попытка получить комментарий ситуации в ученом совете вуза оказалась безуспешной. Репортер «Росбалта» трижды связывался с персоналом вуза, в частности, с техническим отделом ученого совета. Всякий раз испуганные мужчины категорически отказывались комментировать любую информацию, связанную с религиозными инициативами руководства, и немедленно бросали трубку телефона. Видимо, это и есть новое лицо российской науки – напуганный попами физик-ядерщик.
Впрочем, некоторые российские ученые еще сопротивляются. Несколько тысяч специалистов подписались на сайте democrator.ru под обращением к министру образования и науки Дмитрию Ливанову с призывом закрыть кафедру теологии в МИФИ. Под аналогичным открытым письмом, опубликованным в газете «Троицкий вариант», подписались более 90 академиков и членов-корреспондентов РАН. «Ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода», – отмечают ученые.
Евгений Зубарев