Posted 21 июня 2012, 10:08

Published 21 июня 2012, 10:08

Modified 1 апреля, 00:45

Updated 1 апреля, 00:45

Касьянова оставили без дела

21 июня 2012, 10:08
В связи с истечением срока давности закрыто уголовное дело о махинациях с государственными дачами «Сосновка-1» и «Сосновка-3». Фигурантами расследования, в частности, являлись бывший премьер-министр России, а также банкир Михаил Фридман.

Военно-следственное управление СК РФ закрыло уголовное о махинациях с бывшими государственными дачными комплексами "Сосновка-1" и "Сосновка-3", расположенными на берегу Москвы-реки. Одним из фигурантов этого расследования являлся бывший премьер-министр, а ныне один из лидеров оппозиции Михаил Касьянов. Именно он и банкир Михаил Фридман стали собственниками госдач. Расследование прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Осенью 2009 года Московский гарнизонный военный суд (МГВС) начал рассмотрение этого скандального дела. Перед служителями Фемиды предстали бывший замминистра имущественных отношений правительства РФ Николай Гусев, обвиняемый по ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий), бывший гендиректор федерального государственного унитарного предприятия "ВПК-Инвест" Рамиль Гайсин, которому инкриминировали ч. 1 и 2 ст. 201 УК (злоупотребление полномочиями) и ч. 4 ст. 204 УК (покушение на коммерческий подкуп), а также бывший гендиректор государственного предприятия по реализации военного имущества Николай Савин — ему также предъявили обвинения по упомянутой выше ч. 1 и 2 ст. 201 УК. Все они, по версии следствия, принимали участие в махинациях с госдачами, а Гайсин еще и незаконно взимал арендную плату за пользование детским лагерем, расположенным в Анапе.

На предварительных слушаниях адвокаты обвиняемых подали ходатайство о возвращении дела в прокуратуру для устранения нарушений. МГВС, посчитав доводы защитников убедительными, вернул дело в Генпрокуратуру, а та передала его в Главное следственное управление СКП РФ.

Затем дело неожиданно было отправлено в Военно-следственное управление (ВСУ) СКП РФ - Гусев являлся капитаном первого ранга, поэтому было решено, что материалы должны находиться у военных следователей. В результате "устранение нарушений" растянулось больше чем на три года.

По словам источника "Росбалта" в правоохранительных органах, на протяжении трех лет следствие назначало все новые экспертизы объектов (всего их было пять), которые давали абсолютно разные результаты. Согласно данным одних оценщиков, "Сосновки" действительно были проданы Фридману и Касьянову за цену, которая была в несколько десятков раз меньше их реальной стоимости. Другие специалисты называли абсолютно противоположные цифры.

Как рассказал собеседник агентства, после митингов оппозиции, в которых активное участие принимал и Касьянов, данному делу стали придавать особое значение. Недавно состоялось даже специальное совещание по «расследованию о «Сосновках». На нем приняли решение, что судебные перспективы у этой истории весьма туманные.

После совещания следователи переквалифицировали Гусеву статью УК РФ на менее тяжкую – ч.1 статьи 286. Получилось, что у бывшего замминистра истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. Сроки давности у Гайсина и Савина, которые изначально обвинялись по нетяжким статьям УК РФ, истекли еще в 2010-м и 2011 годах. Поэтому 18 июня 2012 года дело было, в ближайшее время его спишут в архив.

История с «Сосновками» является показательным примером того, как на высшем уровне решались многие вопросы в конце 1990-х- начале 2000-х годов.

Согласно материалам дела, в 1994-1995 годах к гендиректору нефтяной компании «Эвихон» Ивану Коптенко обратился лично президент России Борис Ельцин. Глава государства попросил профинансировать строительство санатория для сотрудников ФСО. «Эвихон» был выбран, поскольку принадлежал ближайшим соратникам президента – экс-зампреду правительства Владимиру Шумейко и экс-советнику Ельцина Михаилу де Буару.

«Эвихон» вложился в здравницу, взамен ФСО передал этой компании в аренду на 50 лет объекты, находившиеся на балансе этого ведомства, - «Сосновку-1» (бывшая госдача члена политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова) и «Сосновку-3» (бывшая госдача генерального секретаря ЦК КПСС Константина Черненко).

Они расположены в поселке Троице-Лыково и были предназначены для проживания высших должностных лиц России. "Сосновка-1" включает 26 объектов недвижимости, расположенных на 11,5 га земли, а "Сосновка-3" — 23 объекта, размещенные на 5,6 га. Обе дачи имеют индивидуальные выходы к Москве-реке.

«Эвихон» передал дачи в субаренду ООО «РНП-Инвест», которое было учреждено Шумейко, де Буаром и фирмой «Стробис», принадлежавшей Коптенко. Позже последний продал эту структуру Николаю Чилингарову - сыну известного полярника Артура Чилингарова.

Де Буар занял «Сосновку-1», а Шумейко – «Сосновку-3». Их соседом являлся писатель Александр Солженицын. Как заявили на допросах свидетели, в 2002 году в гости к де Буару приехал совладелец «Альфа-банка» Михаил Фридман, ему очень понравились эти места. В результате Фридман за $3 млн выкупил право субаренды дачи «Сосновка-3» у Шумейко.

По версии следствия, позже банкир захотел приватизировать объект, тогда к решению этого вопроса и был привлечен Михаил Касьянов, занимавший пост премьер-министра. В январе 2003 года Касьянов подписал распоряжение о том, что «Сосновки» снимаются с баланса ФСО и переводятся в ведение Мингосимущества, которое должно передать госдачи на баланс ФГУП «ВПК-Инвест». После этого объекты уже можно было бы приватизировать. Однако обе Сосновки» имели обременения долгосрочной арендой с «Эвихоном», который в тот момент принадлежаа бизнесмену Шалве Чигиринскому и субарендой с «РНП-Инвест». Решение этой проблемы было поручено замминистра Николаю Гусеву. Согласно материалам дела, помогал ему замдиректора ФСО Проценко.

По словам свидетелей, на Чигиринского и де Буара оказывалось постоянное «психологическое давление». Все это сопровождалось звонками от руководителя секретариата премьер-министра Мерзликина. Де Буару прямо объяснили, что в его даче заинтересован лично Михаил Касьянов. Однако он и Чигиринский проявили неуступчивость. В результате за отказ от аренды структуры, связанные с «Альфа банком», выплатили бизнесменам 1,7 млн евро.

Потом в спешке была проведена оценка госдач, а в декабре 2003 - январе 2004 года их выставили на аукцион, участие в котором, по версии следствия, принимали только структуры, связанные с «Альфа-банком». В результате комплекс "Сосновка-3" был приобретен фирмой "Вельтэкс", единственным учредителем которой является Михаил Фридман, всего за 10,1 млн рублей, а "Сосновка-1" за 11,1 млн рублей досталась фирме "Амелия", потом перейдя к бывшему премьер-министру Михаилу Касьянову. В материалах дела значится, что в результате таких махинаций государство недополучило в бюджет от сделки по "Сосновке-3" - 186,4 млн рублей, а по "Сосновке-1" - 190,6 млн рублей.

Согласно показаниям де Буара и его близких, у них были договоренности, что они еще какое-то время будут занимать «Сосновку-3», однако Касьянов очень спешил занять этот объект. В феврале 2004 года, еще будучи премьер-министром, он лично приезжал осмотреть дачу, для чего сотрудники ФСО попросили де Буара удалиться. Вскоре Касьянова сняли с поста, но в марте 2004 года он приехал в «Сосновку-3» уже вместе с прорабом, которому стал давать указание, как надо перестроить здания.

Арбитражный суд Москвы признал аукционы по продаже дач несостоявшимися, в связи с чем их вернули в собственность государства.

В 2005 году Генпрокуратура возбудила по факту афер с «Сосновками» уголовное дело, которое спустя семь лет было закрыто.

Александр Шварев

Подпишитесь