Posted 14 июня 2011, 13:44

Published 14 июня 2011, 13:44

Modified 1 апреля, 07:18

Updated 1 апреля, 07:18

ЕГЭ: баллами надо довольствоваться, а не рисковать?

14 июня 2011, 13:44
В пору подачи апелляций на результаты ЕГЭ интернет-среда зашумела новыми вопросами. Наряду с техническими «как» да «почему» выделяется опасливое: а хуже не будет? Стоит ли начинать спор с экспертной комиссией, если балл в итоге рискует потерять в высоте?

В пору подачи апелляций на результаты всероссийского тестирования ЕГЭ-среда зашумела новыми вопросами. Наряду с техническими «как» да «почему» выделяется опасливо-философский: а оно нам надо? Стоит ли ввязываться в препирательства с экспертной комиссией, если балл в итоге рискует потерять в высоте?

«Сейчас большинство вопросов, поступающих на нашу «горячую линию», связаны с апелляцией, - отмечает член комиссии Общественной палаты РФ по образованию Любовь Духанина. Общее число звонков, по ее данным, превысило три тысячи. – Дети вместе с родителями очень переживают, не получится ли в результате всей этой процедуры так, что балл не повысят, а наоборот - понизят».

То же беспокойство сквозит в Рунете. «Сегодня узнала свои результаты: 95 баллов. С одной стороны рада, с другой - не очень, - признается sestrapatterson в одном из разделов официального ЕГЭ-форума, заранее отбиваясь от менее удачливых сверстников, - не спешите говорить: «зазналась девочка». На протяжении года почти всегда писала сочинения на 23 балла, а тут 2 первичных балла (5 тестовых) сняли за орфографию и пунктуацию. Учительница по русскому советует подавать апелляцию. А мне страшно. Наслышана об историях, когда бедным выпускникам не добавляли, а снимали их драгоценные баллы!»

На апелляции первым делом проверяется верность распознавания компьютером скана работы. Далее смотрят расширенные ответы. Если дело доходит до рассмотрения этой части, ответы перепроверяют с нуля. И вот здесь выпускник не застрахован от ранее не обнаруженных ошибок. Т.е., чтобы сохранить прежний балл, придется поспорить еще и об их допустимости. А в условиях внезапности и ощутимого нажима авторитетов (не дай бог, уставших) эта затея представляется не самой выигрышной.

«На ошибку глаза закроют вряд ли», - соглашается Духанина, полагая, однако, что «на практике все же проверяют достаточно точно» и «шанс, что будет обнаружена «лишняя» ошибка, невелик». «Мы настраиваем всех детей идти на апелляцию для того, чтобы посмотреть результаты и попытаться отстоять свои баллы», - продолжает Духанина. «Педагогическая логика принятия решений, - подчеркивает она, - действует в пользу ребенка».

Но педагогическая практика складывается иначе. Баллы прибавляют в одном случае из трех. По словам помощника главы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Шатунова, «одна треть» споров «решается позитивно». «Остальные, - уточняет он, - либо никак, либо в отрицательную сторону».

На местах эта тенденция сводится к простым рекомендациям: относительно высокими баллами надо довольствоваться, а не рисковать. «У нас немногие подают на апелляцию, - рассказывает замдиректора по УВР столичного Центра образования №975 Ирина Трофимова. - Мы каждого предупреждаем: результат могут пересмотреть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В прошлом году одному нашему ученику удалось «выцарапать» один дополнительный балл по обществознанию. Те, у кого и так довольно высокие результаты, на апелляцию не подают. В основном, идут те, кто набрал меньше 60 баллов».

Еще важно помнить, что нельзя, скажем, перепроверить только одну из частей теста – ту, в которой школьник уверен. Нельзя сослаться на черновик: в качестве материалов апелляции их не рассматривают. Не принимаются жалобы на содержание и структуру контрольно-измерительных материалов. Кроме того, в заявлении не разрешат посетовать на собственную невнимательность или незнание правил заполнения бланков: всему свое время. Описки можно было исправить, но сразу – жирным шрифтом.

В остальных случаях в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов экзамена недовольные могут вручить заявление руководству школы или секретарю конфликтной комиссии. В двух экземплярах. Каждый из них получатель заверит подписью. Один вернет школьнику, другой оставит себе. Позже участнику ЕГЭ сообщат точные время и место рассмотрения апелляции.

Предстать перед комиссией несовершеннолетний выпускник может только вместе с родителями или законными представителями. Причем, как говорят бывалые «истцы», этой возможностью лучше не пренебрегать: «в присутствии родителей, - делится пережитым пользователь ЕГЭ-форума мамочка, - эксперты более расположены к долгим беседам».

А если они пугают, то, почуяв «запах» близкого поражения, по совету все той же мамочки, всегда можно почтительно откланяться: «Спасибо. Я с Вами согласен. Претензий не имею. От апелляции отказываюсь». Результат останется прежним. «Даже если повысить не удастся, - пишет форумчанка, - вы будете знать, что все ошибки - ваши, а не какие-то сбои системы или недоразумения со стороны экспертов. По крайней мере, не будете всю жизнь мучиться».

Тактика ведения переговоров у школьников строится на принципе угодливого достоинства. Главное – вовремя улыбнуться, продемонстрировать вдумчивость, уважительно поблагодарить за разъяснения, аккуратно, сосредоточенно, аргументировано с некоторыми из них не согласиться и, если ничто не поможет, извиняясь, ретироваться.

Дарья Миронова

Подпишитесь