Posted 10 марта 2020, 18:06
Published 10 марта 2020, 18:06
Modified 30 марта, 14:45
Updated 30 марта, 14:45
Опрос среди жителей канадского муниципалитета графства Аппалачи, расположенного на юго-востоке провинции Квебек, показал, что 93% респондентов уверены — асбестовые рудники не влияют на жизнь и здоровье жителей региона. Об этом сообщает Radio Canada.
По мнению жителей графства, жить рядом с производствами хризотил-асбеста не опаснее, чем где-либо еще. Обеспокоены наличием «горного льна» всего 5% респондентов, из которых 11,5% только недавно переехали в регион. Опрос был проведен компанией Léger 11 февраля 2020 года. Те же, кто жил и работал на хризотиловых производствах в течение нескольких поколений в подавляющем большинстве продемонстрировали уверенность в безопасности хризотил-асбеста.
Кампания против всего плохого за все хорошее
До 1970-х годов считалось, что асбест является чудо-материалом, и неудивительно, что в Европе и США его использовали бесконтрольно, часто нарушая правила обеспечения безопасности труда. Потом последовал ряд законодательных запретов, существенно ограничивший, а потом и вовсе запретивший использование еще недавно так популярного материала. Основным аргументом противников асбеста стал потенциальный вред, который он может нанести здоровью человека.
Правда, законодатели не посчитали нужным уточнить в своих запретах, что существуют различные виды асбеста. В Европе и США в основном использовали амфиболовый асбест, который отличается по своему химическому составу от хризотила. Волокна амфиболов содержат в своей структуре железо и устойчивы к воздействию кислот, а также имеют большую длину, чем хризотиловые. При попадании в легкие человека, волокна амфиболового асбеста задерживаются там на период до 466 дней, и могут спровоцировать тяжелые болезни. Волокна же хризотилового асбеста растворяются в кислотной среде и обладают длиной менее 5 мкм, что позволяет макрофагам переработать волокна за период от двух часов до 15 дней и вывести их из организма. Это означает одно — хризотил не успевает нанести существенных повреждений легочной ткани и, следовательно, не провоцирует заболевания.
При этом хризотил-асбест невероятно полезен. Этот минерал обладает огромным количеством уникальных свойств — выдерживает нагрев до 1500°С, прочнее на разрыв марок стали высокого класса (300 Мпа), не проводит электричество, устойчив к механическим повреждениям и т. д. Всего из него производится более 300 видов промышленных изделий, в том числе костюмы для пожарных и работников горячих цехов, теплоизоляцию для котлов на кораблях и многое другое. При соблюдении технологии контролируемого использования хризотил безопасен как для работников, так и для потребителей — в готовой продукции он всегда находится в связанном состоянии. Это подтверждает и недавний опрос в Канаде — бывшие работники хризотиловой промышленности минерала не боятся, хотя в окрестностях канадских рудников Тетфорд и Асбест на данный момент все еще находится более 850 миллионов тонн отвалов образованных в результате добычи хризотил-асбеста. Также не наблюдается эпидемий заболеваний и в российских моногородах Ясном и Асбесте, где хризотил продолжают добывать и по сей день.
Хризотиловый асбест изучали множество ученых и профильных НИИ из разных стран мира. К примеру, в работе «Биоперсистенция хризотиловых волокон» за авторством коллектива ученых Давида М. Бернштейна, Рика Роджерса и Пола Смита указано «результаты проведенных исследований трех ведущих токсикологических лабораторий в Швейцарии, Германии и США демонстрируют что, полупериод очистки легких от волокон хризотила, т. е. количество суток необходимых для удаления 50% волокон, остающихся в легких после окончания периода воздействия составляет приблизительно 15 дней».
Если мы обратимся к более современным исследованиям, то в 2020 году правительство Индии опубликовало официальный отчет о положении дел в хризотилообрабатывающей промышленности страны, доказывающий безопасность хризотила при контролируемом использовании. Тем не менее, в СМИ часто прослеживается негативное отношение ко всем видам асбеста без исключения, а запреты до сих пор существуют. Кому же это выгодно?
Выгода от паники
На момент старта антиасбестовой истерии Канада являлась одним из крупнейших производителей хризотил-асбеста в мире. В индустрии были задействованы десятки тысяч человек, работало множество добывающих и обрабатывающих предприятий. Были и города, жившие практически полностью в синергии с хризотилодобывающими комбинатами — так в Канаде тоже есть город Асбест, тезка российского города на Урале. На данный момент в стране хризотиловой продукции нет, а рынок наводнили синтетические аналоги, в том числе американского и европейского производства. Эти материалы в несколько раз дороже хризотила, поскольку они производятся искусственно и требуют создания сложной линии производства. Более того, как правило, они хуже по своим характеристикам — выдерживают меньший нагрев, более хрупкие и т. д. В сложившейся ситуации «на коне» оказались крупные корпорации, производящие синтетику. Они оказались главными бенефициарами, вдохновителями и двигателем массовой истерии, активно «расчищая поле» для своей продукции через лоббистские кампании и подконтрольные СМИ.
Впрочем, искажение реальности пока не достигло желаемых результатов. Так, теперь Россия является крупнейшим экспортером хризотил-асбеста в мире, снабжая страны СНГ и Юго-Восточной Азии качественной и доступной продукцией. У нас работают два крупнейших комбината, которые обеспечивают экономическое процветание двух моногородов — Асбеста и Ясного, с суммарным населением, превышающим 78 000 человек. И, как показывают статистика, со здоровьем людей в этих регионах все нормально. Неудивительно, что сказкам «западных партнеров» в которых, как видно, уже разочаровались жители Канады, у нас верить не спешат.