Posted 7 сентября 2015, 15:56
Published 7 сентября 2015, 15:56
Modified 31 марта, 06:25
Updated 31 марта, 06:25
Россия начала военную операцию против «Исламского государства» (ИГ) на сирийской территории – такими утверждениями пестрят западные СМИ. Изложенную там точку зрения разделяют и официальные лица, в частности, министр обороны Чехии Мартин Стропницкий.
Предположения о том, что Россия усиливает свое военное присутствие в Сирии, первыми появились в израильских СМИ и соцсетях. Там же впервые были растиражированы и фотографии российских военнослужащих, прибывших в Сирию, которые, как утверждается, найдены в их аккаунтах в социальных медиа.
Эксперты, изучая эти фотографии, чаще всего приходили к выводам, что речь идет о морских пехотинцах, охраняющих российскую военную базу в портовом городе Тартус, который расположен всего в 25 километрах от ливанской границы. Эта территория считается «родовым гнездом» сирийского президента Башара Асада, поскольку она населена религиозно близкими ему алавитами — приверженцами одного из направлений шиитского ислама.
Также на фотографиях вроде бы удалось разглядеть и людей, которых можно идентифицировать как военных советников. Но не только их. Небольшое количество фотографий отчетливо свидетельствовало о том, что россияне активно передвигаются с оружием по сирийской территории.
Затем появились и видеоролики, на которых, как утверждали те, кто их публиковал, видны российские военные самолеты, рассекающие сирийское воздушное пространство. Затем о прибытии в Сирию боевой авиации из России, которая якобы уже начала воздушные операции против «Исламского государства» в поддержку Башара Асада, сообщила сетевая версия израильской газеты «Едиот Ахронот».
Затем американские и британские издания объявили, что получили данные американской спутниковой разведки, в соответствии с которыми Россия строит крупную военную базу на аэродроме близ сирийского порта Латакия. Есть якобы и запрос на пролет через греческое и турецкое воздушное пространство для российских военных самолетов. Наконец, в Латакии будто бы даже собраны жилые домики-контейнеры приблизительно на тысячу человек и развернут мобильный центр управления полетами.
После этих публикаций заявления посыпались как из рога изобилия. Глава американской дипломатии Джон Керри позвонил министру иностранных дел России Сергею Лаврову и предупредил его о нежелательности прямого российского военного вмешательства в сирийский конфликт. Будто американцы до этого не знали о сотнях российских военнослужащих и советников давно уже базирующихся в этой стране. Более осторожно начали высказываться и европейские политики, например, тот же Мартин Стропницкий, который рассказал, что в Чехии «внимательно изучают» информацию о сирийской ситуации.
Тем временем в ответ на прямой вопрос, увеличилась ли помощь Сирии со стороны РФ, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в понедельник сказал журналистам, что он «такой информацией не располагает». От властей Сирии никаких официальных заявлений по этому поводу также до сих пор не поступало. Вся информация о прибытии в эту страну российских военных идет из Великобритании и США, а также из соседних с Сирией Израиля и Ливана. Поскольку сирийская война в значительной степени стала частью исключительно медийной реальности, в которой очень трудно проверить, какие факты соответствуют действительности, а какие являются простыми домыслами или фальсификациями в социальных сетях.
Еще сильнее затрудняют понимание ситуации сообщения о том, что Россия якобы начала сухопутную и воздушную операцию в Сирии после того, как договорилась о чем-то с Ираном, который, в свою очередь, как сообщают, например, чешские СМИ, якобы давно уже также перебросил на сирийскую территорию свои боевые подразделения. Здесь в одну кучу, похоже, сваливаются военные действия против «Исламского государства» в Ираке, где действительно ходили слухи о прямом участии сухопутных иранских войск, и Сирии, куда сейчас иранцам в большом количестве попасть явно проблематично.
Подобные сообщения лишь дополняют лавину самых разнообразных слухов. Например, как сообщает радио BBC World Service, командование войсками США в Турции рекомендовало гражданскому персоналу и семьям покинуть зону, соприкасающуюся с сирийской границей из-за интенсификации боевых действий против ИГ. При этом речь, похоже, не идет о том, что к обострению обстановки как-то причастны США или их союзники.
Скорее всего, ближе всего к реальности сегодня ливанские СМИ, поскольку там не только располагают более достоверной информацией о происходящем в Сирии, но и не заинтересованы в углублении конфликта, из-за которого ливанская территория итак уже стала убежищем для миллиона с лишним беженцев. Ливанская пресса, которую цитирует агентство Reuters, сообщает, что на сирийскую территорию действительно прибыли российские военные советники. По данным газеты «Ас-Сафир», они проводят инспекцию военно-воздушных сирийских баз. При этом речь о поставках новых вооружений из России не идет, так что причина этого интереса неясна. В то же время СМИ Ливана опровергают слухи о том, что российский контингент в Сирии в последнее время серьезно увеличился за счет подразделений, готовых к ведению наземных или воздушных операций. По их данным, там есть лишь «эксперты, советники и инструкторы».
Впрочем, и это сообщение не опровергает возможности более глубокого российского военного вмешательства в ситуацию в Сирии. Если российские специалисты действительно хотя бы только рассматривают возможность расширения взлетно-посадочных полос одного из сирийских аэродромов (предположительно, в Латакии), то уже одно это свидетельствует о том, что есть вероятность прибытия туда современной авиации, которой режим Башара Асада сегодня не обладает.
Тогда речь действительно пойдет о российском военном вмешательстве, обсуждение которого Владимир Путин, выступая 4 сентября во Владивостоке, назвал «преждевременным», но отнюдь не невозможным. Ведь то, чего мы не исключаем, вполне может реализоваться в самом ближайшем будущем.
Иван Преображенский