Posted 15 января 2014, 14:31
Published 15 января 2014, 14:31
Modified 31 марта, 15:29
Updated 31 марта, 15:29
Пакет из трех «антитеррористических» законопроектов поступил в среду в Госдуму за подписями представителей всех четырех думских фракций. Усилить на законодательном уровне борьбу с терроризмом было решено после взрывов в Волгограде. Однако многие эксперты полагают, что, как и в случае с предыдущими терактами, предлагаемые ужесточения вряд ли остановят «смертников» в метро и на вокзалах. Скорее, под соусом общественной безопасности власти в очередной раз пытаются загнать в угол и без того запуганных граждан, а вместе с ними и тех, кто пока еще не боится высказывать свое недовольство происходящим.
Тем не менее, один из авторов этих проектов, глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая утверждает, что предстоящие ограничения носят «абсолютно практический характер». По ее словам, речь идет о расширении инструментария правоохранительных органов, которым они будут пользоваться для «профилактики и упреждения» терактов.
Поправки разрабатывались совместно с МВД и ФСБ еще до взрывов в Волгограде и, скорее всего, будут приняты Госдумой уже в ближайшее время.
Первым делом депутаты предлагают расширить полномочия сотрудников ФСБ, которые наряду с полицейскими получат право проверять документы и проводить личный досмотр граждан, а также их вещей и машин. Правда, при наличии достаточных оснований подозревать их в совершении преступления, говорится в документе.
«Это пугающее предложение. Я с огромным уважением отношусь к желанию спасти нас от террора, но устраивать в центре города шмон - это очень избыточно», - заметил в беседе с «Росбалтом» член Общественной палаты Николай Сванидзе. По его словам, на практике останавливать будут, скорее всего, даже не тех, кто, к примеру, вошел в метро в хиджабе. «Да просто от скуки, кто не понравился или похож на кавказца, я уж не говорю о коррупционной составляющей», - говорит Сванидзе.
Но право ФСБ на досмотр - это всего лишь часть пакета поправок. Другие предложения направлены на то, чтобы дать силовикам право неограниченного контроля за Рунетом.
У органов и сейчас есть доступ к любой информации о действиях пользователя Сети, но пользоваться они им могут в целях осуществления оперативно-розыскной деятельности (для чего нужно соблюсти определенный регламент). Одним из проектов предлагается обязать интернет-сайты хранить полгода информацию о своих посетителях и представлять ее по запросу силовикам.
Пока точно неясно, кто в Рунете подпадет под эту норму - в самом проекте говорится об «организаторах распространения информации и (или) обмена данными между пользователями в сети «Интернет». Но еще один автор поправок, депутат Госдумы Леонид Левин, утверждает, что под таковыми подразумеваются СМИ с форумами на их сайтах или «третьи лица, участвующие в создании информации».
«Это все ресурсы, за исключением страниц, на которых вы не можете оставить, например, комментарий. Но сюда включаются все электронные почтовые сервисы, соцсети, торренты и т.д», - поясняет он, хотя самим проектом не вносится никаких корреспондирующих норм в закон о СМИ.
Первый зампред думского комитета по СМИ Андрей Туманов не взялся оценить в беседе с «Росбалтом» правоприменение новой нормы. «Сложно предугадать, как это будет работать и вообще насколько это исполнимо. Скорее всего, нормы сработают в определенных случаях, как в истории с «Росбалтом», когда надо кого-то публично выпороть», - говорит депутат.
К слову, объем хранимой информации позднее определят в правительстве, но уже сейчас возникает вопрос, касающийся технических возможностей по «складированию» данных о пользователях ресурсами, которые не могут похвастаться особыми мощностями. А, главное, зачем заниматься такой ерундой, скажем, порталу о комнатных растениях или рыбалке?
Но в Госдуме, видимо, считают, что террористы могут обитать в любых уголках Сети. В случае же отказа исполнить новое требование, сайты обещают штрафовать на сумму до 200 тыс. рублей (не говоря уж об обязанности для новичков пройти дополнительную регистрацию в Роскомнадзоре).
Прямое отношение к борьбе с терроризмом имеют разве что новые нормы, ужесточающие наказание (вплоть до пожизненного заключения) за террористические преступления.
Но под эту сурдинку депутаты еще предложили строже наказывать и за посягательство на жизнь общественного деятеля, насильственный захват власти и ее удержание и вооруженный мятеж.
При этом вводится расширенное определение теракта с новым критерием - «дестабилизация деятельности органов государственной власти, муниципалитетов и международных организаций и воздействие на принятие ими решений».
По сути, уже даже не перечисленные в новой статье взрывы и поджоги, а просто какие-либо действия (или их угроза), создающие с точки зрения властей опасность тяжких последствий или совершаются с целью «дестабилизации», могут быть автоматически приравнены к теракту.
«Под этим соусом могут начать «мочить» оппозицию. Будут сажать за инакомыслие и устраивать полицейское государство», - не исключил в интервью «Росбалту» депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Другими словами, те, на кого до сих пор власть вешала ярлык «экстремисты» теперь могут легко попасть уже в категорию террористов. В том числе и некоторые граждане, которые приходят к зданиям органов госвласти и угрожают облить себя бензином и поджечь, так как зарплаты не хватает на оплату ЖКХ. Такие действия, судя по документу, легко могут быть истолкованы как теракт.
Другие предлагаемые меры, по мнению экспертов, могут ударить по благотворителям и независимым СМИ, которые перечисляют и получают деньги при помощи платежных интернет-систем. Но никак не по террористам, которые в случае чего могут передать деньги и через курьера с чемоданом.
Так, депутаты предлагают ограничить платежи, совершаемые без идентификации клиента суммой в 1 тыс. рублей в день и 15 тыс. в месяц. Сейчас анонимно электронный кошелек можно пополнить на 40 тыс. рублей в месяц, а разовый платеж не может превышать 15 тыс. рублей.
Ограничения решено не распространять на открытые персонифицированные платежи, здесь, как и сейчас, контролироваться будут движения денег на сумму свыше 600 тыс. рублей.
Наконец, неясно с чего власти решили в очередной раз утопить в бухгалтерских отчетах НКО, которые теперь будут отчитываться о расходовании каждых 100 тыс. рублей, поступивших из-за рубежа, а не 200 тыс. рублей, как было до сих пор.
«Эти законопроекты можно комментировать только непарламентскими выражениями. Поэтому, те, кто не ходил на митинги, бойтесь - дальше будет хуже», - прогнозирует депутат Дмитрий Гудков.
Елена Земскова