Posted 13 мая 2013, 14:24
Published 13 мая 2013, 14:24
Modified 31 марта, 19:14
Updated 31 марта, 19:14
Недавно во влиятельной американской газете New York Times появилась статья, посвященная проблемам продовольственной безопасности в Греции, вызвавшая огромный общественный резонанс. В ней рассказывалось о том, что в стране, являющейся членом Европейского союза, появились голодные дети – в тех семьях, где родители остались без работы. Они ищут еду в мусорных ведрах, просят сверстников поделиться едой. О реальном масштабе кризиса и о том, какие усилия прилагает неправительственный сектор для решения этой проблемы, в интервью «Росбалту» рассказала профессор медицинской школы Афинского университета, основатель и почетный президент Института превентивной медицины, охраны окружающей среды и охраны труда «Пролепсис» Афина Линос.
- Какие именно проблемы в сфере продовольственной безопасности существуют в современной Греции? Появились ли эти проблемы в связи с кризисом, или же они были в стране и раньше?
- Это абсолютно новые проблемы. Три года назад в Греции не было никаких сложностей с продовольствием и питанием населения. Были какие-то отдельные случаи, скорее исключения из правил, и неправительственные организации быстро их решали. Сегодня же в связи с огромной безработицей в Греции появилась проблема голодающих семей.
Пока что сложно описать весь масштаб происходящего, но можно точно заявить, что сегодня в Греции есть семьи, которые не могут обеспечить себе и детям правильное и сбалансированное питание, включающее фрукты, овощи, мясо, рыбу и так далее. Кроме этого увеличилось количество случаев голода, когда семьям вообще нечего есть. Это нам известно из проведенного нами исследования, которое охватило примерно шесть тысяч семей в бедных районах Греции.
- Насколько плохо обстоят дела? Сколько людей сегодня недоедают в Греции?
- Точное число дать сложно. Его можно примерно прикинуть следующим образом. Официальные данные о безработице – 27-28% населения. Если представить, что в семье один взрослый лишился работы, а второй существенно потерял в зарплате из-за мер строгой экономии, то примерно до 40% семей с детьми испытывают те или иные проблемы с продовольствием и питанием.
Ситуации, когда дети падают от голода на школьной площадке - это самые крайние случаи, их единицы. Это 2-3% всех детей. Но они есть. Наиболее распространенная проблема – это дети, которые идут в школу натощак, дети, которые едят только один раз в день. Эти семьи сейчас питаются продуктами крайне низкого качества, в большинстве случаев это макароны с томатным соусом или вареная картошка. В результате они недополучают нужное количество протеинов, витаминов и так далее.
В Греции можно купить все, но проблема в том, что у людей нет денег. Как правило, ситуация ухудшается к концу месяца, когда те небольшие средства, что есть у семей, заканчиваются.
- Каким образом в Греции организована система школьного питания? Есть ли она вообще?
- Официальной системы, спонсируемой государством, в Греции нет. Обычно дети питаются в школьной столовой, где они могут купить еду, в том числе, горячие блюда, на деньги, которые им дали родители.
Это очень большая проблема сегодня, и неправительственные организации стараются хоть как-то помочь. В институте «Пролепсис» я руковожу одной такой программой, которая финансируется на средства Фонда им. Ставроса Ниаркоса, но этих средств не достаточно и мы сейчас собираем дополнительные пожертвования для того, чтобы расширить программу и включить в нее всех нуждающихся.
В настоящий момент мы кормим примерно двадцать пять тысяч детей в ста пятидесяти пяти греческих школах, но количество нуждающихся продолжает увеличиваться.
- Делает ли греческое правительство что-нибудь для того, чтобы защитить детей, чтобы обеспечить их едой как минимум в школе? Знают ли греческие власти, что в стране скоро может возникнуть чрезвычайная ситуация, связанная с продовольственной безопасностью?
- Правительство в курсе того, что происходит, но проблема в том, что ему неоткуда взять деньги. Как любой европейский кабинет министров, греческое правительство крайне забюрократизировано и не способно быстро реагировать на возникающие чрезвычайные ситуации. Я думаю, что какие-то меры будут приняты, но не сейчас, а позже. Сейчас же все зависит от деятельности неправительственных организаций и солидарности греческого общества. Это единственный способ помочь этим детям в настоящий момент.
- А что говорят в Брюсселе? Евросоюз выделяет средства на помощь голодающим детям в странах развивающемся мире, неужели он обойдет вниманием своих собственных детей?
- Европейский союз тоже в курсе того, что происходит, и кое-какие меры были приняты для того, чтобы помочь детям. Но ЕС все еще не принял решение о размере помощи, в связи с чем греческое правительство не может запустить программу реагирования на этот кризис.
То есть, все понимают, что в Греции есть такая проблема, все согласны, что что-то надо делать, но ответные меры формулируются и реализуются очень медленно, в связи с чем у нас до сих пор нет конкретной программы, которая работала бы на благо этих детей.
- Как вы думаете, удастся ли Греции совместно с Европейским союзом остановить эту тенденцию и вернуть питание греческих семей и детей на докризисный уровень?
- Я думаю, что нам удастся это сделать, но это произойдет очень не скоро. Уровень безработицы по-прежнему остается очень высоким, и опускаться не собирается. Так что я не думаю, что нас ждет резкий разворот в ближайшем будущем.
Беседовала Юлия Нетесова