Posted 27 февраля 2013, 14:30
Published 27 февраля 2013, 14:30
Modified 31 марта, 20:36
Updated 31 марта, 20:36
В начале марта Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, ужесточающий наказание за пьянку за рулем. Документ планировался к обсуждению еще 22 февраля, но из-за высокой нагрузки руки до него у депутатов в тот день так и не дошли.
Первый вариант соответствующих поправок в УК и КоАП был разработан осенью прошлого года группой депутатов от «Единой России» во главе с председателем думского комитета по безопасности Ириной Яровой.
Законопроектом предлагалось сажать в тюрьму на срок до 15 лет нетрезвых водителей, ставших виновниками ДТП со смертельным исходом. Авторы также решили штрафовать на 200 тыс. рублей с альтернативой в виде обязательных работ или ареста на полгода так называемых пьяных водителей-«рецидивистов», то есть тех, кто уже однажды был лишен прав за езду под градусом.
После долгих согласований проект все же сумел заручиться поддержкой правительства РФ. Однако за несколько дней до запланированного рассмотрения на пленарном заседании палаты профильный думский комитет по госстроительству неожиданно вернул документ его авторам на доработку.
Этому предшествовала бурная дискуссия на заседании президиума фракции «Единая Россия». По свидетельствам очевидцев, она чуть было не вылились в драку между Александром Хинштейном - одним из сторонников сурового наказания для пьяных автомобилистов и Вячеславом Лысаковым, руководившим до избрания в Думу движением автомобилистов «Свобода выбора», который придерживается противоположных взглядов.
Лысаков, в частности утверждал, что перевод наказания за езду в пьяном виде, которая не повлекла за собой человеческих жертв, в разряд уголовных преступлений при одновременном отказе вернуть в действующий закон норму о 0,2 промилле обернется резким ростом в стране людей с судимостью.
Как поговаривают, у Лысакова нашлись влиятельные единомышленники и в администрации президента, которая, по неофициальным сведениям, и «тормознула» в самый последний момент поправки Яровой.
Однако Яровая, в свою очередь, заручившись поддержкой в правительстве, тут же переписала свой законопроект и добилась-таки его рассмотрения на ближайшем заседании Госдумы.
Впрочем, в доработанной версии документа, которая есть в распоряжении «Росбалта», нормы о промилле так и не оказалось.
Зато из него исчезла прежняя статья о тюремном наказании в 15 лет для нетрезвых водителей, угробивших на дороге, как минимум, двух человек. Вместо этого депутат предложила оставить действующий максимальный срок в 9 лет, но ввести нижний порог санкций - 2 года за одну унесенную жизнь и 4 года - за две и более.
Яровая также предложила штрафовать на 200 тыс. рублей не только тех, кто уже попадался на пьянке за рулем и был лишен за это прав, но и автомобилистов, неоднократно позволявших себе садиться за руль с «залитыми» глазами и без водительской «корочки».
А вот водителей, впервые уличенных в тяге к спиртному, будут карать в случае принятия нового закона штрафом в 30 тыс. рублей с лишением прав до двух лет, а не отбирать у них 50 тыс. рублей, как предлагалось ранее.
Идея Яровой снимать процедуру медицинского освидетельствования автомобилистов на видеокамеру смутила правительство. Учитывая это, в новой версии законопроекта она предложила ограничиться лишь видеорегистраторами в машинах гаишников, избежав тем самым дополнительных трат из бюджета.
Несмотря на это, Лысаков заверяет, что намерен продолжить битву за 0,2 промилле.
«Надежда умирает последней», - сказал он в интервью «Росбалту». Попутно депутат дал понять, что единственной преградой на пути для отмены действующего нулевого промилле являются прошлогодние заявления премьера Дмитрия Медведева, когда он резко выступил против возврата к предельно допустимому уровню алкоголя в крови водителей.
Лысаков пообещал внести соответствующую поправку к законопроекту Яровой, когда он будет дорабатываться ко второму чтению. Аналогичное желание уже выразили и некоторые другие депутаты Госдумы.
«В противном случае отсутствие критериев опьянения не позволяет ставить вопрос об уголовной ответственности. Иначе среди наказанных будут невиновные», - утверждает Лысаков. По его словам, возврат 0,2 промилле позволит вычитать «погрешности при измерении, и погрешности самого прибора».
«Сотрудники ГАИ говорят, что вычитают погрешность прибора из окончательной цифры, которую показывают при «продувке». Но результат зависит еще от температуры, влажности, газового состава воздуха, и это требует сложных перерасчетов, которых в полевых условиях никто не делает. Поэтому даже люди, которые спиртного в рот не берут по медицинским показаниям, получают ложноположительный результат на уровне десятых долей промилле. Наказывать этих людей недопустимо ни административно, ни, тем более, уголовно», - говорит Лысаков.
Между тем, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, считает, что вопрос о возврате промилле отпадет, если в стране появится полноценное медицинское освидетельствование водителей. «В последние годы было введено кастрированное медосвидетельствование, которое не учитывает всю совокупность клинических признаков», - пояснил «Росбалту» эксперт.
Он также обратил внимание на законодательные изъяны в норме, по которой нетрезвых автомобилистов-«рецидивистов» будут привлекать к уголовной ответственности, а не к административной, как было до сих пор.
«На самом деле, на практике эта норма будет трудно реализуемой, потому что любой попавшийся на пьянке водитель может отказаться от прохождения медицинского освидетельствования в рамках возбужденного против него уголовного дела. Пока суд да дело, и автомобилиста все же заставят освидетельствование пройти, будет поздно, и он уже протрезвеет», - рассуждает Похмелкин.
Впрочем, в профильном думском комитете «Росбалту» сообщили, что ко второму чтению в проекте Яровой может появиться норма и об уголовном наказании за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
По словам собеседника агентства, депутаты также собираются перекрыть еще одну лазейку для пьяных автомобилистов, покидающих место ДТП.
«По действующему закону, водитель может оставить место ДТП, а потом прийти в полицию и признать вину, но тут уже никто не может уличить его в управлении авто в нетрезвом состоянии. Поэтому не исключено, что ко второму чтению в законе появится норма, по которой сбежавших места ДТП водителей будут судить так же, как пьяных», - уточнили в профильном комитете.
Елена Земскова