Posted 6 мая 2011, 17:37
Published 6 мая 2011, 17:37
Modified 1 апреля, 08:22
Updated 1 апреля, 08:22
Предвыборные сенсации в России следуют одна за другой. Не успел еще политический класс, ошарашенный стремительным развитием событий вокруг спикера Совета Федерации Сергея Миронова, придти в себя, как ему подкинули новую головоломку – «Общероссийский народный фронт».
Идея Владимира Путина, высказанная им в пятницу на партийной конференции в Волгограде, согласно более поздним разъяснениям единороссов и пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, выглядит следующим образом. В России создается некая общественная организация с красивым революционным названием, в которую, как в библейский ковчег, помещается «всякой твари по паре» - тут вам и лояльные власти профсоюзы, и ветераны-афганцы (сомнительного свойства объединения, лидеры которых гибли в «лихие» 1990-е годы один за другим на почве внедрения в экономическую жизнь льгот и преференций от государства), студенческие и прочие псевдо-тредюнионы, ну и, наконец, женские организации (куда же без них, хотя степень их влияния в обществе стремится к нулю, как, впрочем, и других вышеупомянутых «лидеров общественного мнения»). Среди участников такого альянса Путин назвал и другие политические партии, однако ни одна из них до сих пор не изъявила желания поучаствовать в новом проекте.
Главное требование к потенциальным «фронтовикам» - солидаризация с идеологической платформой «Единой России». Как известно, у «Единой России» как таковой четко оформленной идеологии до сих пор нет, поэтому, видимо, под солидаризацией с ее платформой подразумевается отказ от критики действий лидера единороссов Владимира Путина.
Далее, судя по всему, на парламентские выборы все-таки идет только «Единая Россия» (едва ли в авральном порядке под новую задумку белодомовских политтехнологов станут переписывать законодательство), в списках которой будут представлены лидеры «фронтовиков» - скажем, десятка два в меру известных общественников.
Возникает вопрос: как оценить эту инициативу премьера и лидера партии власти (или его технологов) и для чего этот цирк нужен?
Представляется, что, принимая во внимание нахождение России в зоне управляемой демократии и «суверенного» народовластия, идея – блестящая (понятно, что не все обеспокоенные судьбой страны граждане согласятся с такой оценкой, речь идет лишь о пользе или вреде для единороссов и Путина). Созданием «народного фронта» партией власти укладываются как минимум три зайца.
Во-первых, единороссы, чьи рейтинги в последнее время постоянно падают, а планы на «завоевание» большинства в Госдуме следующего созыва не меняются, получают отличную возможность объяснить свою будущую победу (после правильного подсчета голосов избирателей, разумеется) наличием в их списках фамилий непартийных лидеров общественного мнения. Мол, сами мы, может, уже и не столь популярны в народе, зато профсоюзные боссы, студенты, женщины и разного рода ветераны пользуются непререкаемым авторитетом. Для подготовленного человека объяснение, конечно, выглядит смешным, только адресовано оно будет «серым» массам, а телевизор, как известно, орудие против пролетариата.
Во-вторых, использование понятия «Народный фронт» - это отвоевывание (пусть и лингвистическое) части предвыборной площадки оппозиции. Многим памятны еще события середины-конца 1990-х годов, когда в республиках бывшего СССР создавались «народные фронты», расшатывавшие устои социалистической системы и затем, в том или ином виде, пришедшие к власти. Потом, кстати, во многих постсоветских государствах этих революционеров и романтиков без соли и перца скушали бывшие партфункционеры, но к нынешней «фронтовой» истории это не относится, потому что борцов за свободу народа от всякого ига среди нынешних спутников единороссов не будет. Зато оппозиции уже не удастся объединиться в «народный фронт» - неважно, перед парламентскими или президентскими выборами.
Стоит отметить, что провластным политтехнологам иной раз приходят на ум действительно удачные идеи по части правильного называния разного рода бюрократических структур, придающего им видимость несения в себе какой-то идеологии – «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Родина», «Наши» и т.п. Сейчас запросы общества меняются в сторону некоторой оппозиционности, и нате вам новую карту из рукава – «народный фронт».
Ну и в-третьих, «фронтовая идея» дает Владимиру Путину отличную возможность быть делегированным на пост президента страны в 2012 году не «Единой Россией» с ее сомнительными достижениями, а как бы всем обществом, точнее его конструктивно настроенной, радеющей за судьбу родины частью по имени Большинство.
И здесь возникает интересная гипотеза. Не исключено, что «фронтовая» инициатива – своего рода экспромт команды Путина, а не давно планировавшийся шаг. И появлению на свет «фронтовиков» мы обязаны игре команды Дмитрия Медведева, также рассчитывающей на участие и победу своего патрона в выборах 2012 года. Игре вокруг партии власти №2 - «Справедливой России».
Ведь вроде бы все было ясно и понятно еще неделю назад – Сергей Миронов покинул пост лидера партии в обмен на сохранение должности спикера Совфеда и соответствующего административного ресурса «эсеров» на предстоящих выборах 2011-2012 годов. Ресурса – с точки зрения не творческого рисования итоговых цифирек в интересных регионах (этого права «эсерам», понятно, не уступят), а возможности более-менее уверенно зафиксировать и отстоять собственные результаты на выборах в некавказских субъектах Федерации. При этом, понятно, лидером «эсеров» становится медведевский делегат, а сама партия выдвигает нынешнего президента на новый срок.
И все бы хорошо, только, выходит, Владимир Путин по своей инициативе или под давлением своего «фан-клуба» передумал отдавать Кремль Медведеву, отчего красивая умозрительная конструкция с переводом под президента и усилением новым мощным лидером «Справедливой России» рассыпается буквально на глазах. Отсюда вывод: Путин не кривляется, не играет в добрых и злых следователей, не стоит над схваткой в раздумьях – он уже в игре за Кремль и отвоевывает очки у Медведева, разрушая его потенциальную партийную базу и укрепляя свою. Каким будет ответ президента?
Николай Ульянов