Posted 22 марта 2011, 14:09

Published 22 марта 2011, 14:09

Modified 1 апреля, 09:06

Updated 1 апреля, 09:06

Воевать со всеми диктаторами - расточительно

22 марта 2011, 14:09
О том, какие интересы отстаивает Россия на африканском континенте в целом и в Ливии - в частности, "Росбалту" рассказал спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов.

Президент России Дмитрий Медведев назначил главу комитета по международным отношениям Совета Федерации Михаила Маргелова своим специальным представителем по сотрудничеству со странами Африки. До этого Маргелов также был спецпредставителем президента РФ – по Судану. О том, какие интересы отстаивает Россия в Африке в целом, и в Ливии в частности, а также о своих ближайших планах на посту спецпредставителя президента РФ в интервью «Росбалту» рассказал сам Михаил Маргелов.

- Насколько важно для России сейчас присутствие на «черном континенте»?

- Многие еще хорошо помнят, что все советские годы мы активно развивали отношения со странами Африки. И в годы, предшествовавшие независимости африканских государств, мы поддерживали национально-освободительные движения и потом также активно способствовали модернизации африканских стран. Здесь стоит напомнить, что в годы «холодной войны» Африка была полем для состязания двух модернизационных проектов – социалистического и либерального, который продвигал Запад. Следовательно, Африка была полем битвы, на котором сталкивались интересы Советского Союза и западных стран. Так что для Российской Федерации Африка – не чужой континент.

Говоря же о том, насколько сейчас для России важно присутствие в Африке, нужно отметить, что после окончания «холодной войны», практически все 1990-е годы прошлого века, Африка была предоставлена самой себе. О ней реально забыли: и Россия, и страны Запада. И за это время в Африке накопилось много проблем, с которыми она сама не справилась. А проблемы эти затрагивают не только африканский континент. Судите сами: бедность и сопутствующая ей нелегальная миграция африканского населения в Европу и на другие континенты, неконтролируемое передвижение большого количества наркотиков и оружия при отсутствии стабильной власти в целых африканских регионах. Все эти проблемы, так или иначе, приходят на другие континенты с африканского континента. Неспроста и «восьмерка», и «двадцатка» на протяжении последних лет постоянно включают проблемы Африки в повестку всех своих заседаний.

- Какие глобальные интересы у России в Африке?

- Россия имеет глобальные интересы на всех континентах, и Африка здесь не исключение. Несколько лет назад Россия декларировала, что возвращается в Африку, причем не на словах, а на деле. Мы участвуем в миротворческих операциях ООН на африканском континенте, мы прикладываем большие усилия для решения дипломатическим путем политических проблем, таких, например, как урегулирование в Судане. В то же время мы сейчас работаем и со странами Северной Африки – Тунисом, Египтом, Ливией.

Это очень серьезная работа и очень серьезная часть российской внешней политики, поскольку давно назрела настоятельная необходимость в координации, в концентрации политических усилий на этом континенте. Если Россия позиционирует себя как государство с глобальными интересами, которое хочет не только следить, но и участвовать в создании новых течений в мировой политике и экономике, обязательно нужно иметь отношения с таким огромным континентом, каковым является Африка. Кстати, десятки тысяч африканцев говорят по-русски, имеют российские дипломы, и многие из этих людей стоят в настоящее время у политического руля в своих странах. Этот человеческий капитал сегодня нужно использовать. Ну и, конечно, Россия и страны Африканского континента должны стать выгодными экономическими партнерами.

- Какова должна быть позиция России в отношении государств, в которых сейчас отмечается нестабильная политическая ситуация?

- Трудно предсказать развитие событий в Северной Африке. В отношении, например, Ливии уже при проталкивании резолюции СБ ООН 1973 о закрытом небе над этой страной стало ясно, что бомбардировки неизбежны. Россия воздержалась при голосовании за последнюю резолюцию, считая, что ливийцы могут сами разобраться в своих делах. Думаю, решить ливийскую проблему, только закрыв небо в рамках операции «Одиссея. Рассвет», не удастся. Это решение потребует ввода в Ливию пехотинцев. А это - полномасштабная война и рост жертв, против чего, собственно, направлена резолюция СБ ООН 1973. Но Сербию, как известно, натовцы бомбили без спроса.

Очевидно, что недопустимо наносить удары по объектам невоенного характера. Но опыт только точечных бомбардировок показывает, что жертвы среди гражданского населения, к сожалению, неизбежны. К тому же воюющие в этом регионе имеют обыкновение прикрываться мирными гражданами. Вместе с тем, если воевать с каждым из многих диктаторов, то мир впадет в состояние постоянной войны. Ведь нет оснований считать, что на смену свергнутому диктатору не придет новый, точно такой же или еще хуже. А длительная оккупация сегодня влетает в копеечку.

- Какие ближайшие планы поездок, какими проблемами предстоит заняться прежде всего?

- Недавно я посетил Судан, Эфиопию, Джибути. Был и в Объединенных Арабских Эмиратах. Конечно, поездки будут продолжаться регулярно, а их география обогатится. Важно, что за два года работы в качестве спецпредставителя президента по Судану у меня уже наработаны достаточно прочные и позитивные связи и с руководством Африканского союза, и с руководством Лиги Арабских государств, и с Организацией «Исламская конференция», с другими субрегиональными и межрегиональными организациями, действующими в Африке. Так что, как мне кажется, два года, которые я занимался Суданом, должны мне помочь в работе на всем континенте. В зону моей ответственности входит весь континент - от Танжера до Кейптауна. И в моей работе не будет «значимых» и «не значимых» стран. Все страны одинаково значимы.

Беседовал Дмитрий Пановкин

Подпишитесь