Posted 24 декабря 2009, 13:40

Published 24 декабря 2009, 13:40

Modified 1 апреля, 15:27

Updated 1 апреля, 15:27

Ногаидели в Москве: инстинкт заложника

24 декабря 2009, 13:40
Встреча Путина и Ногаидели наводит на мысль, что Россия определилась, кем она хочет заменить Саакашвили. Однако низкий политический рейтинг бывшего грузинского премьера говорит о том, что РФ либо поставила не на ту лошадь, либо использует Ногаидели втемную.

Встреча Владимира Путина и Зураба Ногаидели в Москве наводит на мысль, что российское руководство определилось, кем оно хочет заменить Михаила Саакашвили. Однако низкий политический рейтинг бывшего грузинского премьера говорит о том, что Россия либо снова поставила не на ту лошадь в Грузии, либо использует Ногаидели втемную, и ее реальным фаворитом является вовсе не он.

Впрочем, есть и третий вариант: отсутствие грузино-российских контактов на политическом уровне или видимость их отсутствия вынуждает Россию к политическому блефу с тем, чтобы спровоцировать Тбилиси хоть на какую-то реакцию, подразнить грузинское руководство и держать его в постоянном напряжении. В таком случае кандидатура оппозиционного грузинского политика с низким рейтингом подобрана довольно правильно.

Но если Россия сделала на Ногаидели серьезную ставку, она непременно проиграет, поскольку на данном этапе бывший соратник Михаила Саакашвили и экс-глава его правительства не популярен ни у населения, ни в оппозиционной среде. Хотя, учитывая привычку грузин создавать себе кумира из ничего и из никого, а затем его развенчивать, и при условии, что Россия продолжит активно привечать Ногаидели, с течением времени вокруг него начнут группироваться определенные политические силы: откровенно пророссийские и просоветские, никому не известные, но рвущиеся к власти или поближе к ней, а также примитивно-конъюнктурные. По определению председателя комитета по внешним связям парламента Грузии Акакия Минашвили, "Россия опирается на маргинальные группы в Грузии".

Однако тот факт, что Ногаидели, возглавляющий оппозиционную партию "Справедливая Грузия", может рассчитывать на поддержку некоторой части грузинского протестного электората, еще не говорит о том, что он имеет реальный шанс возглавить страну. Именно это обстоятельство отметили некоторые грузинские эксперты, говоря о "странном выборе" России. Они также подчеркнули, что Москва впервые так публично и откровенно пиарит конкретного грузинского политика: до Путина его приняли руководство "Единой России", не последние люди в российском МИД, а также весьма влиятельный Евгений Примаков - глава Торгово-промышленной палаты РФ, которому Путин как бы поручил заняться грузинской проблематикой. В Тбилиси также поговаривают о возможной аудиенции Ногаидели с Медведевым.

И хотя большей части грузинской оппозиции трудно инкриминировать пророссийскую ориентацию, определенная политическая ревность в ее среде непременно появится, если уже не возникла. Логика здесь довольно примитивная: почему Москва обласкивает провинциала Ногаидели, еще недавно энергично подпевавшего Михаилу Саакашвили, в то время как в Грузии есть "истинные борцы" против действующего президента, "продвинутые" политики, никогда не вступавшие с ним ни в какие альянсы?

Кроме того, в самых разных - географически и идеологически - политических кругах активно обсуждается фигура Ираклия Аласания в качестве следующего президента Грузии: говорят, его кандидатуру энергично лоббируют США и некоторые влиятельные европейские политики. А это означает, что в Грузии Ногаидели ожидают серьезные неприятности: помимо того, что на него навесят ярлык "изменника родины", по нему откроют огонь как так называемые "западники", так и просто политические ревнивцы.

Вообще создается впечатление, что Россия сейчас форсирует развитие событий в Грузии и вокруг нее, в том числе налаживанием экономических связей, открытием границы в Верхнем Ларсе, возобновлением хоть и чартерного, но все же прямого авиасообщения. Учитывая тот факт, что Грузия почти ни разу самостоятельно, без политического лоббирования и прочих усилий Москвы и (или) Вашингтона не избирала и не свергала собственного президента, активность Москвы может вызвать в Грузии крайне неприятные внутриполитические процессы, а также обострение ситуации на границах с конфликтными регионами страны.

Вместе с тем откровенным покровительством Ногаидели Россия может вызвать обратную реакцию - консолидировать грузинский народ, включая его протестный сегмент, вокруг Михаила Саакашвили. Так было после августовской войны, так может случиться и сейчас: большинство населения Грузии не согласится с тем, чтобы "поводыря", а, фактически, своего наместника в Грузии, ему назначила Россия.

Что же до самого Ногаидели, который может серьезно промахнуться в надежде на то, что Москва возведет его на грузинский трон, он, считает один из лидеров парламентского меньшинства Леван Вепхвадзе, обременен известным в психологии "инстинктом заложника". То есть, пояснил политик, "это когда человек испытывает симпатию или любовь к тому, кто проявляет в отношении него насилие". Ногаидели, полагает Вепхвадзе, находится сейчас именно в таком состоянии.

А пока экс-премьер обменивается комплиментами с руководством России, в Грузии против Саакашвили оппозиция в очередной раз пытается открыть второй фронт. Возможно, это просто совпадение, но и не факт, что случайность. Так, в СМИ просочилась информация о тайной встрече в Тбилиси некоторых оппозиционных лидеров и представителей грузинской интеллигенции. Некоторые из них подтвердили, что встреча имела место, и речь шла о том, что Грузии уже невмоготу терпеть Саакашвили. Однако в подробности дискуссии они не вдавались.

По данным одного из журналистов, которому удалось записать на диктофон высказывания фигурантов "тайной вечери", речь шла о бунте, который следует устроить после выборов под предлогом их фальсификации. Звучало же следующее: "Мы хотим, чтобы этого человека больше не было. Может, выйдут 60 тысяч человек и по-мужски закончат это дело". Дальше - больше: "Может, выборы сделаем причиной бунта - без него этот человек не уйдет"; "Нам больше нечего терять"; "Никакой остановки и отступления назад. Все должны быть готовы собственной грудью и кровью ответить за это", и далее, в таком же духе.

Словом, до весеннего обострения еще далеко, но революционный зуд внутри Грузии, и, не исключено, импортированный, уже имеет место. Кстати, недавно непарламентская оппозиция анонсировала подготовку к новой волне акций протеста - они начнутся весной будущего года. "Я уверен, что в конце зимы - начале весны начнется третья и завершающая волна протеста против насилия и криминализации", - заявил лидер оппозиционного общественного движения "Защити Грузию" Леван Гачечиладзе.

Ирина Джорбенадзе

Подпишитесь