Posted 7 октября 2009, 14:47

Published 7 октября 2009, 14:47

Modified 1 апреля, 16:24

Updated 1 апреля, 16:24

Силовикам не хватило убедительности

7 октября 2009, 14:47
Госдума ополчилась на борцов с коррупцией, подвергнув сомнению достижения МВД и Генпрокуратуры по искоренению в стране взяточничества и казнокрадства. Прямые обвинения в коррупции депутаты адресовали главе СКП РФ Александру Бастрыкину, чем едва не довели его до нервного срыва.

Госдума ополчилась на государственных борцов с коррупцией, подвергнув сомнению достижения МВД и Генпрокуратуры по искоренению в стране взяточничества и казнокрадства. Прямые обвинения в коррупции депутаты адресовали главе СКП РФ Александру Бастрыкину, чем почти довели его до нервного срыва.

Докладывать о результатах реализации Национального плана по противодействию коррупции руководители сразу трех ведомств - МВД, Генпрокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ - пришли в среду в Госдуму не с пустыми руками. С момента утверждения плана президентом РФ прошло уже больше года, и чиновники в погонах попытались арифметически доказать депутатам, что вели борьбу с коррупцией не только на бумаге.

Так, глава МВД РФ Рашид Нургалиев сообщил, что только в этом году сотрудники его ведомства взяли с поличным около 2 тыс. взяточников, что на 11,6% превышает аналогичные показатели 2008 года. Ударными темпами вел войну со мздоимством и СКП, в производстве которого находится 12,5 тыс. дел о коррупции, отметил глава этого ведомства Александр Бастрыкин.

Не отставала и Генпрокуратура. По словам генпрокурора Юрия Чайки, по фактам коррупционных преступлений только в этом году удалось добиться возбуждения 3 тыс. уголовных дел. Причем Чайка прозрачно намекал, что на "крючке" у Генпрокуратуры все чаще оказываются не мелкие чинуши, а "рыба" покрупнее. К примеру, не так давно прокуратура подготовила материал на одного из "замминистров правительства", который одновременно с госслужбой занимал должность в коммерческой фирме, рассказал Чайка.

Рапортуя об успехах, главные "антикоррупционеры" явно надеялись услышать от депутатов хвалебные отклики. Но вместо этого нарвались на грубость. Первыми свои претензии выдвинули коммунисты, открыто обвинив правоохранительные органы в "политической коррупции" и "ангажированности". "Правоохранительные органы уже давно превратились на местах в службы политического сыска и занимаются преследованием по политическим мотивам", - потребовала дать правовую оценку поведению местных властей в ходе подготовки к предстоящим выборам в Марий Эл и Кемерово депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина.

"Мы всегда были вне политики, не смейтесь!", - искренне попросил в ответ депутатов генпрокурор Чайка и сообщил, что, к примеру, по факту нападения на депутата Госдумы Олега Смолина уже заведено уголовное дело. Правда, связывать его с участием парламентария в предвыборной кампании в Мосгордуму, похоже, никто не собирается.

Ну а больше всего от депутатов досталось главе СКП РФ Александру Бастрыкину. Депутат Госдумы от "Единой России" Александр Хинштейн напомнил ему, что еще год назад обнародовал информацию о якобы зарегистрированной в Чехии на семью Бастрыкина риэлторской компании. "Вы должны были подать на меня в суд за клевету или написать рапорт, но вы не сделали ни того, ни другого", - возмутился Хинштейн, призвав руководителя этого ведомства начать "борьбу с коррупцией с себя". Глава СКП к прямым обвинениям в свой адрес оказался явно не готов. "Я выбрал средство защиты, сообщив, в том числе прессе, что ни я, ни моя супруга не занимаемся бизнесом, а если вас это не устраивает, вы можете инициировать любые другие способы атаки на меня - вплоть до парламентского расследования", - краснея и волнуясь, держал ответ Бастрыкин.

На этом упреки в адрес руководства СКП не закончились. "Эсер" Светлана Горячева потребовала зачистить ряды сотрудников СКП от "горе-следователей", а единоросс Александр Гуров удивился, что среди сотрудников этого ведомства к уголовной ответственности за взяточничество были привлечены всего 25 сотрудников. "Много или мало - это оценочная категория", - заявил Бастрыкин, добавив, что для его ведомства "это немалая цифра". "В Следственном комитете нет других следователей, большая часть из них перешла к нам из прокуратуры", - попытался Бастыркин перевести "стрелки" на Генпрокуратуру.

Между тем, Юрий Чайка заверил, что именно органы прокуратуры "менее всего подвержены коррупции, хотя во втором полугодии нам и пришлось уволить 72 человека". Главная проблема, которая мешает этому ведомству вести яростную борьбу с коррупцией, заключается, по словам Чайки, в лишении прокуратуры важнейших полномочий, которыми она обладала до создания СКП. Не скрывая желания Генпрокуратуры возглавить борьбу с коррупцией, Чайка намекал депутатам, что это именно они лишили прокуроров права возбуждать уголовные дела и контролировать следствие, потому-то им теперь только и остается, что предъявлять претензии главе СКП Александру Бастрыкину.

Елена Земскова

Подпишитесь