Posted 23 июня 2008, 10:00
Published 23 июня 2008, 10:00
Modified 1 апреля, 21:46
Updated 1 апреля, 21:46
23 июня 2008 года в информационном агентстве «Росбалт» состоялся круглый стол «Притягательная сила языческих обрядов», посвященный празднику Ивана Купалы.
Алексей Гайдуков считает, что сегодня неоязычество в той или иной форме — это объективное явление современной культуры. По его словам, сам термин «неоязычество» вызывает неоднозначную реакцию у многих приверженцев этого религиозного направления. Неоязычники переживают, что их часто ассоциируют с неофашистами. В итоге возник новый термин — «родноверие». «В язычестве много направлений: кто-то борется с христианством, кто-то борется с иудаизмом, кто-то проводит обряды в лесах. Сходство одно — это попытка реконструировать дохристианскую традицию», — пояснил Гайдуков. Он подчеркнул, что хотя у неоязычников и встречаются элементы легкого национализма, это простительно людям, которые стремятся обрести свои корни. Однако стоит различать язычников и политиков. Язычник может заниматься политикой, это его частное дело. Свобода совести, право верить или не верить записано в Конституции РФ. Другое дело, если националистические организации включают в себя религиозные элементы, которые могут быть и православными, и языческими — для привлечения людей в свои ряды. По его мнению, записывать всех язычников в экстремисты — неоправданно. Как рассказал Алексей Гайдуков, традиционное язычество, например, верования народов севера отличается от неоязычества тем, что в последнем передача традиции была прервана и ее пытаются восстановить или создать заново. Кроме того, устная традиция менялась в соответствие с требованиями момента, в отличие от религий, опирающихся на книжные источники. Гайдуков отметил, что схожим образом известный петербургский неоязычник Владимир Голяков (волхв Богумил Второй), когда-то первым соорудил квадрат из бревен, огораживающий сакральное пространство, вокруг идола Перуна во Фрунзенском районе. Он отметил, что идея оказалась удачной, ею многие пользуются и она имеет шансы войти в эту традицию.
Наталья Озерова отметила, что мифологическое мышление является одним из способов мышления современного человека. «Миф — это рассказ без доказательств, - пояснила она. - Для меня таким мифом, например, является электричество, поскольку связно объяснить, что это такое, я не могу.» Сегодня современный человек, когда стремится ощутить прямую связь с природой, полагает Озерова, также обращается к языческим корням. Это связано с тем, что архаичная картина мира была свойственна человеку, когда он не выделял себя из природы. Наталья Озерова отметила, что за время советской власти понятие русского фольклора было значительно вульгаризировано и упрощено. Между тем, указала она, славянский языческий мир невероятно сложен и содержит огромное количество ритуалов.
Михаил Новиков рассматривает веденческую культуру как изначальную культуру, данную нашим предкам, согласно библейской традиции, во времена Ноя или, по научному, в период верхнего палеолита. Он полагает, что обряды, которые дошли до наших дней, берут свое начало в том первичном откровении, когда сознание человека впервые поднялось на высоту первой абстракции. При этом каждая эпоха привносит в них свои изменения. Новиков полагает, что Веда в чистом виде, вне православия, не сохранилась, но внутри православия существует большое количество веденческих элементов. Так праздник Ивана Купала тесно связан с языческими и православными традициями. Это праздник огня и воды, соединения мужского и женского начала. В центре обряда находится купальная жертва — куколка, которую закапывают в землю на Масленицу, а затем откапывают на Ивана Купала, и она воскресает. Куколку бросают в реку — реку вечной жизни — освящая тем самым воду для того, чтобы люди смогли «предузнать» свое будущее для составления планов. Для того чтобы познать свою будущую ипостась, к которой нужно стремиться, совершается прыжок через костер. Хождение по росе, небесной влаге, дает возможность связи с предками и небесными сущностями — берегинями и ангелами. Также в праздник осуществляется сбор трав, ломание веток, поскольку самое высокое солнце вытягивает из растений больше всего целительных соков. Для того чтобы прогнать из тела хворь, на Ивана Купала парятся в бане. Обрядовое купание, пояснил Новиков, не стоит представлять себе по фильму Тарковского. Это всего лишь одно из представлений. Для купания шилась расшитая оберегом белая рубашечка. Фольклорной песней, рассказывающей об этой традиции, Михаил Новиков завершил свой рассказ о языческих обрядах, совершаемых на праздник Ивана Купала.
Мария Семенова, говоря о своих исторических романах и славянском фэнтази, заметила, что для нее не существует граница между этими жанрами. Она пояснила, что просто пытается в своих книгах показать менталитет человека дохристианского периода. «В какой-то момент я поняла, что объявить историческим романом книгу, где боги напрямую общаются с героями, мне не дадут. Хотя для человека с архаичным сознанием это общение есть объективная реальность».
Сергей Кашин отметил, что за движением реконструкторов стоит большая работа археологов и историков. «Мы пытаемся проникнуться сознанием наших предков путем погружения в эпоху на том уровне, на котором это возможно». По его оценке, современный человек может почувствовать то, что испытывали древние люди всего на 5-10%. Не считая реконструкцию одним из видов театрального искусства, Кашин отметил, что живой интерес у людей вызывает одно из направлений их деятельности — реконструкция исторических или литературных событий.
Сергей Агеев рассказал о том, что, вследствие профессиональных занятий спортом, у него возникли проблемы со здоровьем. Предлагаемые, преимущественно восточные, методы оздоровления не давали результатов, поскольку, как полагает Агеев, разработаны для людей с иным менталитетом. Поиск привел его к разработке системы, учитывающей национальные особенности подхода к телу и психике, опирающиеся на архаичные славянские образы. По утверждению Агеева, оздоровительная гимнастика «Здрава» помогла ему легко справиться с недугами. Научные исследования, проведенные недавно среди занимающихся по данной оздоровительной методике, подтвердили их действенность.
Максим Анухин определил направление музыки, в котором работает его группа «Оберег», как «неофолк». В своем творчестве музыканты используют как духовные стихи, так и веденческие обрядовые песни. И, хотя музыкальные композиции на славянской основе в современной подаче находят теплый отзыв в сердцах людей, Анухин посетовал на то, что командам, работающим в этом жанре, приходится выживать в условиях тотального отсутствия рынка. «В Западной Европе этот рынок существует уже 15 лет, а нам просто приходится его создавать», - отметил он. При этом Максим Анухин уверен, что «музыка на корневой славянской основе, подобно зеленому ростку, пробьется через асфальт шоу-бизнеса». В заключение встречи Максим Анухин исполнил на старообрядческих псковских долбленых звончатых гуслях, воссозданных по раскопкам XVI века, импровизацию, посвященную празднику Ивана Купала.