Posted 16 января 2007, 14:26
Published 16 января 2007, 14:26
Modified 2 апреля, 02:52
Updated 2 апреля, 02:52
Дмитрий Быков. ЖД. "Вагриус", 2006.
Никак нельзя сказать, чтобы в преддверии наступающего выборного года в России мало писали о политике. Пишут много. Политологи пишут – цинично и ангажировано. Писатели пишут – проникновенно и сокровенно. Однако во всех этих писаниях есть нечто общее – большинство их создано с позиций одной из уже находящихся в политической обойме сил. Начинаешь читать одного и сразу же понимаешь – ага, это за этих. Берешь другого и видишь – а это за тех. И читать дальше становится неинтересно. Потому что становится понятно, в каких областях автор будет чист, честен и скрупулезен, а в каких как бы ослепнет, оглохнет и не будет замечать очевидных вещей – из тех, что неприлично замечать среди его соратников.
В общем, в России уже и привыкли, что правду черпать из одного колодца никак не получается: надо сложить несколько антагонистических источников, чтобы нарисовались примерные контуры реальности. Так, впрочем, не только у нас.
Однако один российский писатель, поэт и журналист убедительно продемонстрировал, что можно говорить правду не только по частям, а сразу во всей ее противоречивой и неполиткорректной полноте.
Речь идет о Дмитрии Быкове и его книге «ЖД». Странное название сам автор в предисловии расшифровывает по-разному, напирая на то, что лучше всего трактовать это как «живые души».
Что впечатляет в книге Быкова?
В первую очередь, то, что автор рисует честную и неполиткорректную картину расклада идеологических сил на нашей родине. Без всяких скидок на то, что кто-то обидится, а кто-то забьется в истерике. Причем досталось всем поровну и от души – весьма непривычное явление для современного отечественного литературного процесса.
Дмитрий Быков предложил свою не научную, но убедительную классификацию российского населения, разбив его – население – на три части.
Сначала предоставим слово автору, вложившему в уста одного из главных героев характеристики этих частей:
«Он давно и с одинаковой силой ненавидел хазар и варягов – хазарскую властность, железную хватку, тщательно замаскированную под заискивающую робость и деликатность, и варяжскую неуверенность, упрятанную за грубостью, дикостью и хамством. В них все было обоюдно враждебно, все противоположно и одинаково омерзительно. Но он знал цену и коренному населению с его непобедимой инертностью, с упорным и неодолимым нежеланием становиться нацией - ибо у нации есть начало и конец; он знал глухую тайную темную живучесть, непобедимую витальную мощь своего племени, сознавал ее и в себе...».
Итак, три части. Понятно, что деление идет не по этнической принадлежности, а по ментальности.
Хазары – цепкие, хваткие, деловые, насквозь проникнутые двойной моралью и стандартами. Борцы за свободу и счастье для всех, только вот абрисы свободы и счастья будут определять исключительно сами хазары. Общество потребления – высшая ценность. Умри, но купи. Кто не крутится, тот не живет. Все на продажу. «Возьми кредит, стань рабом» - обратная сторона этого тотального надоедливого супермаркета.
Варяги – государственники, певцы державы и военной славы, дисциплины, самопожертвования и служения Великой Идее. Лучший солдат – тот, кто героически погиб после многомесячных нечеловеческих лишений. К оставшимся в живых надо присмотреться – не дезертиры ли. Когда кончаются внешние враги, необходимо переключаться на истребление внутренних. Недобитых быть не должно. Бить надо до последнего живого.
Наконец, местное население. Инертное, но живучее. Крутиться и покупать не хочет, умирать за Великую Идею тоже не жаждет. Живет потихоньку и мягко уклоняется от всего, от чего может уклониться. Не самоорганизуется, не борется, не марширует, не торгует, да и потребляет как-то неактивно - разве что крепкий алкоголь. Болото, в котором тонет любая идея, любая реформа, любой смысл.
Какое государство можно слепить из таких трех частей, ведущих затяжную войну друг с другом – то холодную, то горячую?
По итогам 685 страниц быковского текста приходишь к мысли, что есть, видимо, и четвертая часть жителей России – та, с позиций которой написана книга. Те, кто не принимают истину в абсолюте ни одну из изложенных жизненных позиций и не хотят и не могут идентифицировать себя ни с одной из групп.
Кстати, с точки зрения самоидентификации книга тоже очень полезна: как показывает практика, у разных читателей наибольшее отторжение вызывают разные группы.
Абрисы четвертой группы только складываются, но кое-что уже можно прорисовать - это те, кто не готовы принять ни либерально-коммерческую цивилизацию с ее двойными стандартами и апофеозом тупого потребительства, ни державно-антиличностную, готовую во имя абстрактной Великой Страны истребить всех ее жителей. В то же время это люди с активной гражданской позицией, которым не подходит сидеть и не высовываться из родного болота...
Обозначение этой группы, которое происходит в процессе чтения «ЖД» - пожалуй, главный позитив книги Быкова.
Сам автор в подзаголовке книги подчеркнул, что «ЖД» - «самая неполиткорректная книга нового тысячелетия». Учитывая то, что большая часть нового тысячелетия еще впереди, к этому можно добавить слово «пока». Но на данный момент – пожалуй, действительно, «самая». И однозначно заслуживающая всяческого внимания читателей.
Татьяна Чеснокова, Дмитрий Мокичев