Posted 23 декабря 2004, 10:47

Published 23 декабря 2004, 10:47

Modified 2 апреля, 06:47

Updated 2 апреля, 06:47

Ходорковский разбудил «джинна» национализации

23 декабря 2004, 10:47
Главный добывающий актив «ЮКОСа» — «Юганскнефтегаз» — «взяла» компания «Роснефть» Игоря Сечина. Продолжится ли в дальнейшем возврат активов в лоно государства, покажет время. Как это делать — уже понятно, с кем это делать — пока вопрос.

Идея возврата под контроль государства крупных сырьевых активов витает над Россией уже несколько лет. При этом чиновники всех рангов регулярно советовали никому не верить в эти «страшилки». Бизнесмены — естественно не верили, но и не упускали возможности поменять свои российские активы на зарубежные, дабы уменьшить риски.

По иронии судьбы, именно глава некогда самой прозрачной и капитализированной российской сырьевой компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский, с амбициями большого политика-либерала, невольно открыл дорогу деприватизации в России. «Дело ЮКОСа», заварившееся полтора года назад, в итоге и привело к первой, после распада Советского Союза, национализации крупного актива.

Вчера вечером, после нескольких дней томительного ожидания, стало известно имя покупателя «Юганскнефтегаза». Сенсации не случилось: главный добывающий актив «ЮКОСа» «взяла» компания «Роснефть», председателем совета директоров которой является Игорь Сечин — один из самых доверенных людей президента Владимира Путина.

Формально «Роснефть» приобрела «однодневку» ООО «Байкалфинансгрупп», победившую 19 декабря в аукционе по продаже контрольного пакета акций «Юганскнефтегаза». «Роснефть» заявляет, что приобретение «Юганска» осуществлено в рамках реализации планов её развития, предусматривающих превращение «Роснефти» в национальную энергетическую корпорацию за счёт наращивания производственных мощностей компании во всех регионах её деятельности: в Сибири, на Дальнем Востоке, на Севере и Юге Европейской части РФ.

«Неожиданности не произошло: покупателем стала государственная компания. Правда, осталось ещё немало вопросов к оформлению сделки. В частности, откуда „Роснефть“ возьмёт деньги на покупку „Байкалфинансгрупп“, — говорят аналитики компании „Интерфин трейд“. — Кстати, для начала и последняя должна заплатить за „Юганскнефтегаз“. В любом случае, им будет предоставлена необходимая отсрочка».

Очевидно, что шаг, предпринятый «Роснефтью», сделан в соответствии с базовым сценарием, согласно которому «Юганскнефтегаз» достанется «Газпрому». «Роснефть» по-прежнему планируется объединить с «Газпромом», чтобы государство получило контрольный пакет газовой монополии и впоследствии сняло ограничения на торговлю акциями компании. Понятно, что в этом случае объединять «Роснефть» будут уже не с «Газпромнефтью», — говорят в инвестиционной компании «АТОН».

Единственное, на что сегодня способен «ЮКОС», так это усложнить процесс слияния двух госкорпораций. Опальная нефтяная компания обещает, что подаст в суд на «Роснефть» за нарушение постановления американского суда, запрещающего участие в аукционе. Однако всем теперь уже очевидно, что это «сизифов труд».

Ясно и то, что деприватизационный дебют Кремля прошел весьма успешно. Продолжится ли в дальнейшем возврат активов в лоно государства, покажет время. Как это делать — уже понятно, с кем это делать — пока вопрос.
Но потенциальные претенденты есть на вторую, третью и так далее очередь. Недаром же Счетная палата РФ проанализировала приватизационные сделки последних 10 лет и обнаружила в них многочисленные нарушения…

Виктор Цукер

Подпишитесь