Posted 31 июля 2003, 13:38

Published 31 июля 2003, 13:38

Modified 2 апреля, 11:10

Updated 2 апреля, 11:10

Польша хранит верность Ватикану

31 июля 2003, 13:38
Официально получив особый статус, католическая церковь в Польше вновь стала силой, с которой практически никто не смеет вступать в конфликт.

Польша отметила 10-летие конкордата - специального соглашения между властями страны и Ватиканом.

Конкордат (от лат. concordatum - соглашение), договор между римским Папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.

Несмотря на то, что конкордат является межгосударственным договором между Польшей и Ватиканом, его главной целью было урегулирование взаимоотношений внутри самой Польши - между польским государством и католической церковью. Удалось ли это? В десятую годовщину подписания конкордата и политики, и священники в один голос заявляли, что - да, "конкордат уже не делит польское общество на два лагеря".
Хотя в это же самое время сравнительно небольшая группа (около 200 человек) поляков в центре Варшавы требовала отмены конкордата, поскольку, по их мнению, он "сделал Польшу государством, вассальным по отношению к Ватикану". Впрочем, как показывает прошедшее десятилетие, всё не так просто...

Сама история подписания этого документа выглядит довольно скандальной. Формально конкордат подписан 28 июля 1993 года, с польской стороны - главой МИД Кшиштофом Скубишевским в тогдашнем правительстве Ханны Сухоцкой. Проблема в том, что правительство Сухоцкой было уже "уходящим", поскольку Сейм выразил ему недоверие, и вскоре были назначены новые парламентские выборы.
Ева Чачковская писала на страницах газеты "Жечпосполита" (Rzeczpospolita), что кабинет Ханны Сухоцкой подписал конкордат в последний момент, "рассчитывая, что Сейм следующего созыва будет вынужден этот договор ратифицировать".

Но не тут-то было - победу на тех выборах праздновали пост-коммунисты. Для них это был своеобразный реванш за поражение в 1989-м. Не исключено также, что им тогда казалось, что эту победу обеспечили их левые идеалы, среди которых - убеждения, что "религия - это опиум для народа", и что вообще Бога нет, а каждый нормальный человек (то есть левый, поскольку правые не совсем нормальные) произошел от обезьяны.

Что представляет из себя конкордат? Первый его пункт (всего их 29) гласит: "Республика Польша и Апостольская Столица подтверждают, что Государство и Католическая церковь являются - каждое в своей сфере - независимыми и автономными и обязуются полностью уважать этот принцип во взаимных отношениях и в сотрудничестве, направленном на развитие человека и общей пользы".

На практике же конкордат означал возвращение в школы учителей религии, в обязательном порядке получивших одобрение церковных властей. Церковные учебные заведения были уравнены в правах с государственными, а некоторые из них, например, Краковскую теологическую академию, Люблинский католический университет и еще ряд теологических факультетов, спонсирует государство.
Также возвратились капелланы в армию, полицию, в пенитенциарную систему. В сфере семьи церковь получила преимущество в том, что освященный ею брак должен быть признан государством даже без гражданской процедуры в "ЗАГСе" - госорганы о браке только уведомляются.

Но главное, что дал конкордат, - он на практике возобновил мощную позицию католической церкви в Польше. Эта позиция бывает для государства как полезной, так и хлопотной. Например, считается, что в основном благодаря авторитету церкви и лично Папы Римского Иоанна Павла II, достаточное количество поляков проголосовало за вступление страны в ЕС на всенародном референдуме 7-8 июня 2003 года.
Но с другой стороны именно под нажимом церкви в Польше был принят закон, запрещающий аборты, что вызывает недовольство значительной части населения. Не говоря уже о том, что "без пяти минут член ЕС" Польша не может даже думать о таких модных в Евросоюзе новшествах как легализация однополых браков. Но это идеология, а ведь существуют и более насущные проблемы...

Получив особый статус, церковь стала силой, с которой госчиновники разных уровней, подверженные ротации гораздо больше, чем церковные иерархи, как бы не смеют вступать в конфликт. Что, в свою очередь, привлекает к этой "касте избранных" разных сомнительных типов, желающих воспользоваться высоким статусом. С этим связаны, на первый взгляд, внутренние проблемы церкви, но которые не могут оставлять равнодушным государство и общественное мнение всей страны.

Во-первых, это касается финансовой деятельности. Ведь основные материальные и финансовые средства, которые получает церковь - это так называемые "дары" или пожертвования верующих и доброжелателей. Сколько этих даров, куда и как они распределяются - ведает только сама церковь. Теоретически, священники должны давать об этом отчет государственным налоговым службам, но, как сказала корреспондентам одного из еженедельных журналов сотрудница налоговой инспекции в Кракове Хелена Ханкус, "до сегодняшнего дня не издано никаких нормативных актов, определяющих, каким должен быть этот отчет".
Льготы в налогообложении, предоставленные церкви, уже не раз становились основой для разных махинаций и афер. В одном из апрельских номеров журнал "Ньюсуик-Польска" (Newsweek-Polska) были обнародованы результаты журналистского эксперимента. Два репортера, выдававшие себя за бизнесменов, сделали ряду католических священников в Кракове "непристойное предложение": "бизнесмены" предлагали пожертвовать церкви какую-то сумму денег, а взамен получить справку о пожертвовании суммы в два-три раза большей, что освободило бы их от значительной части налогов. По утверждению журналистов, от сделки не отказался ни один священник.

Во-вторых, это "непререкаемый авторитет" церкви в моральной сфере, который является основанием для осуществления "душепастырского" воспитания детей, солдат, полицейских, заключенных и всех остальных верующих. Авторитет этот в последнее время сильно "подмочен". Только в текущем году польские СМИ уже несколько раз писали о пьяных священниках за рулем автомобиля. И это после того, как на государственном уровне "пьяный за рулем" перешел из категории правонарушителей в категорию преступников.
Не обошла стороной польскую католическую церковь и "эпидемия" педофилии среди священнослужителей. Самым шокирующим был случай отстранения от обязанностей архиепископа Познаньского Юлиуша Петза, обвиненного в этом грехе. Данный случай самый известный, но не единственный.

В-третьих, это католические СМИ, "общественная миссия" которых, кажется, выходит далеко за рамки миссии церкви. Дело в том, что печатные органы или радиостанции, связанные с церковью, часто вмешиваются в "светскую" жизнь, привнося в нее некие архаические стереотипы и предрассудки. На сегодняшний день самые известные из таких масс-медиа (на редакционную политику которых, кстати, руководство католической церкви практически не имеет влияния) - это радио "Мария" (Maryja), газеты "Наш дневник" (Nasz dziennik) и "Польская мысль" (Mysl Polska). Эти СМИ фактически являются оплотом всех анти-ЕСовских сил в стране.
Радио "Мария", как и другие названные (и еще ряд неназванных) печатные издания, часто становятся рупором для выражения претензий "поляка-патриота-католика" как к соседним народам - немцам, украинцам, русским, - так и к представителям нацменьшинств, прежде всего к евреями. Учитывая, что только радио "Мария" слушает около 5 миллионов поляков, с этим фактором невозможно не считаться.

В завершение можно высказать предположение, что верность конкордату в Польше сильно связана с личностью нынешнего Папы-поляка. Нет гарантии, что эта верность сохранится в прежнем виде, когда главное место в Апостольской столице займет кто-то другой. Не дай Бог это будет негр (что совершенно вероятно) - тогда настоящие польские католики, например, с того же радио "Мария", могут стать первыми инициаторами срыва конкордата.

Владимир Павлив, ИА "Росбалт". Варшава

Подпишитесь