Posted 15 ноября 2002, 11:31

Published 15 ноября 2002, 11:31

Modified 2 апреля, 12:38

Updated 2 апреля, 12:38

Русских в Армении осталось мало. Но на армян они не в обиде

15 ноября 2002, 11:31
ИА "Росбалт" продолжает серию публикаций о положении русского населения в странах СНГ и Прибалтики. На очереди - дружественная Армения, где побывал наш корреспондент.

ИА "Росбалт" продолжает серию публикаций о положении и проблемах русского и русскоязычного населения в странах СНГ и Прибалтики. На очереди - дружественная Армения, где побывал наш корреспондент.

Еще во времена СССР Армения была самой моноэтнической союзной республикой в его составе. Сейчас эта моноэтничность стремится к абсолюту. Договариваясь о встрече в Ереване с сопредседателем "Славянского дома", объединяющего большинство организаций национальных меньшинств, ведущим научным сотрудником Института археологии и этнографии Национальной академии наук Армении Ириной Долженко, я задала обычный для Москвы вопрос: "Как я вас узнаю?".
"Я буду единственным "лицом славянской национальности" в округе", - ответила Ирина. Так оно и вышло. Как же живется в Армении русским, численность которых за последние десять лет сократилась здесь в 5 раз?

- Русская диаспора Армении не представляет собой единой общности, - рассказывает Ирина Долженко, - Она разделена на две группы - старожилы и мигранты советского времени, которые различаются не только в социальном и культурном плане, но и степенью "привязанности" к Армении.
Русские мигранты XX века приехали в Армению в 1930-е годы, во время войны, были направлены на работу в послевоенный период из других регионов страны. История же старожильческого русского населения насчитывает более 150 лет. Оно сложилось во второй четверти XIX века. Тогда, после присоединения Армении к Российской империи, встали задачи укрепления границ, экономического освоения территории и включения его в систему всероссийского рынка. Правительство связывало решение этих вопросов с привлечением в край русского населения - военных поселян и крестьян.

В 1880-е годы на территории Армении было уже 23 русских селения, в которых проживало около 11-ти тысяч жителей. Лишь четверть из них составляли православные, остальные были сектантами. Самым крупным русским селением была Воронцовка - религиозный центр молокан всего Закавказья, в котором проживало более двух тысяч человек.
Именно молокане определяли лицо русского этноса в Восточной Армении благодаря не только численному преобладанию, но и стабильному экономическому положению, сильной роли религии, оказывавшей влияние на все стороны их жизни. До сих пор армяне отождествляют русских уроженцев Армении именно с молоканами.

Русские крестьяне, восприняв некоторые приемы ведения хозяйства у коренных жителей, вскоре стали проводниками передовой сельскохозяйственной культуры. Благодаря им здесь распространились железные плуги, бороны, молотилки, веялки, улучшенные породы скота, началось культивирование картофеля.
Часть русских переселенцев обосновалась в городах, занимаясь торговлей, извозом, что способствовало установлению тесных экономических связей между разными регионами Армении.

До начала 1980-х годов численность русских в Армянской ССР неуклонно увеличивалась, хотя их относительная доля, в результате быстрого притока в республику армян из других регионов страны, уменьшалась. Однако после введения административных ограничений на жизнь в крупных городах русские начали уезжать из Армении. К 1989 году их численность уменьшилась более чем на четверть и составила 51,6 тыс. человек (по данным последней Всесоюзной переписи).

Затем выезд русских из Армении принял огромные масштабы: к 1995 году в Россию уехало более половины русских, - продолжает Ирина Долженко, - По приблизительным оценкам, сейчас русская диаспора Армении сократилась до 8-10 тысяч человек. В основе столь активной миграции лежат несколько причин. Первая - Спитакское землетрясение в декабре 1988 г. В зоне бедствия тогда оказались все районы компактного проживания русских старожилов. Их ограниченные возможности для восстановления и строительства жилья заставили часть русских покинуть республику.

В начале 1990-х миграцию русских определяли уже другие факторы. Большую волну переселенцев в Россию создал армяно-азербайджанский конфликт. Среди русских мигрантов появились беженцы из приграничного с Азербайджаном города Красносельска. Начиная с августа 1992 г. этот город неоднократно подвергался бомбардировкам с азербайджанской стороны. В феврале 1993 г. часть населения города была вывезена с помощью российского правительства в Россию.

Но основные негативные изменения в положении русского населения связаны с законом о государственном языке. Активное проведение его в жизнь началось в Армении уже в 1991 г. и вызвало отрицательную реакцию со стороны не только национальных меньшинств, но и армян, получивших образование на русском языке.
На армянский было переведено всё делопроизводство, в результате чего многие специалисты лишились работы. Были закрыты русские группы по многим специальностям в вузах и техникумах, что фактически не оставило шансов для получения русской молодежью образования на родном языке. Эти меры повлекли массовый исход русских из Армении. В 1992-1993 гг. его интенсивность была наибольшей.

Кстати, в советское время процент русского населения Армении, владеющего местным языком, был одним из самых высоких среди союзных республик и достигал 32% (хотя не без оснований утверждают, что армянский язык - второй в мире по сложности после венгерского). Это убедительное доказательство тесных отношений между русскими и армянами в Армении.
Волна национализма, поднявшаяся было в период правления Левона Тер-Петросяна, сейчас спала, и в целом национальные меньшинства живут в Армении в довольно комфортных условиях. На русском языке вещают несколько местных телеканалов, а основные российские каналы принимаются без дополнительных антенн и кабельной сети. Хотя моноэтничность страны, конечно, накладывает свой отпечаток: за малым исключением, все вывески и реклама - только на армянском, из российских газет - лишь "Комсомолка" ("толстушка") и "Собеседник", стоящие, по местным меркам, огромных денег.

Из-за тяжелейших социально-экономических условий, отсутствия рабочих мест, низкого уровня жизни в последнее десятилетие Армению покинули, временно или навсегда, по разным подсчетам, от трети до половины ее жителей. Среди них большинство - экономически активные, молодые люди, - продолжает Ирина Долженко. - Результат - резкое сокращение рождаемости, ускорение темпов старения населения, как армянского, так, естественно, и русского, особенно в поселках старожилов. Во многих селениях эти изменения уже необратимы.

Но, тем не менее, опросы свидетельствуют, что русские, приспособившись к армянской специфике, заимствовав многие армянские бытовые и культурные ценности, при наличии благоприятных социально-экономических условий не хотели бы покидать Армению.
Остающиеся в этой стране русские создали несколько общественных организаций, среди которых и "Славянский дом". Их задачи - предотвращение миграции русских из Армении, сохранение и развитие родного языка и культурных традиций.
Заметим, что русские школы в Армении, как и в других бывших республиках СССР, находятся в нелёгком положении - не хватает учебников, пособий, нет курсов повышения квалификации учителей. Однако происходят и приятные события...

В прошлом году в Гюмри (месторасположение российской военной базы) открылась школа имени Пушкина с углубленным изучением русского языка. Школа расположена в здании первой женской гимназии Гюмри, построенном еще в 1912 году и явившимся, по словам российского посла в Армении Анатолия Дрюкова, "символом присутствия российского государства на южных рубежах империи". Сильно пострадавшее после Спитакского землетрясения, здание школы восстановлено совместными усилиями Армении и России.
Учащиеся школы, считает посол России, должны быть верны завету дедов - "русский и армянский народы должны всегда жить в мире, дружбе, согласии и взаимодействии".

А нынешним российским властям, судя по впечатлениям, оставшимся у автора от поездки в Армению, следовало бы уделять соотечественникам в этой закавказской стране побольше внимания. Учитывая их небольшую численность, полностью удовлетворить их культурные и образовательные потребности не составит для России большого труда.

Яна Амелина, ИА "Росбалт. Ереван - Москва

Подпишитесь