Posted 19 июня 2001, 06:01

Published 19 июня 2001, 06:01

Modified 2 апреля, 14:53

Updated 2 апреля, 14:53

Выборгский ЦБК: история захвата

19 июня 2001, 06:01

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Слушание дела по обвинению Виталия Кирякова в совершении преступлений, предусмотренных ст. 33 и ст. 296 (угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования), ст. 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и ст. 306 (заведомо ложный донос) началось Областном суде Ленинградской области вчера, 18 июня. По версии обвинения, Киряков - один из активных участников организации сопротивления исполнению судебного решения Арбитражного суда на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате.

"Дело Кирякова" можно считать одним из знаковых в постъельцинской России. Несмотря на более скромные масштабы, оно стоит в одном ряду с делами Быкова, Козленка, "Голден АДА" и прочими подобными из этой когорты. Однако как таковое дело Кирякова и ВЦБК возникло несколько раньше. Возбуждено оно было заместителем прокурора Выборга 14 октября 1999 года по факту активного воспрепятствования группой лиц исполнению судебного решения на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате.

В целом же происходившее в 1997-1999 годах на этом предприятии по ряду признаков можно рассматривать как "первую ласточку" так называемой "третьей волны передела собственности" в России. Характеризуется это следующими фактами: внедрением заинтересованными частными структурами или представителями криминалитета на предприятие лиц, которые, используя псевдореволюционную риторику, фактически осуществили захват предприятия; незаконным захватом предприятия людьми, заинтересованными в его переходе в собственность группы лиц, не имеющих никаких формальных прав на владение и распоряжение собственностью комбината с одновременным игнорированием прав законных собственников; противодействием законным требованиям собственника с применением частных силовых структур; применением собственником привлеченных государственных силовых структур, без которого вступление в законное владение предприятием было невозможно осуществить, несмотря на неоднократные решения суда.

Таким образом, схема возврата предприятия законному собственнику в дальнейшем - на протяжении 2000 и в начале 2001 года применялась неоднократно. Примеров можно привести множество.

Напомним, что ВЦБК является одним из крупнейших в Европе предприятий по производству целлюлозы. Комбинат был реконструирован финскими фирмами в 1985-1989 годах, он является градообразующим предприятием для восьмитысячного поселка, в котором на ВЦБК работает 2,5 тыс. человек. В 1994 году в результате приватизации было учреждено ОАО "Выборгский ЦБК". В результате проведения аукциона 20,45% акций ОАО ВЦБК было продано, основным покупателем стала кипрская фирма "Альянс целлюлоза ЛТД". Позже представители фирмы стали скупать и акции, принадлежащие трудовому коллективу предприятия. По данным на 3 июня 1996 года, "Альянс" владел 57,95% акций предприятия.

Однако в связи с просроченной задолженностью предприятия в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 14 млрд неденоминированных рублей, с 26 августа 1996 г. в Арбитражный суд Территориальным агентством Федерального управления по делам о несостоятельности был направлен иск то возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) комбината. Спустя два месяца решением Арбитражного суда на предприятии было введено внешнее управление, которое продлилось около четырех месяцев и было прекращено судом 26 декабря 1996 года - ЦБК был признан несостоятельным и выставлен на торги. Победителем торгов, проходивших 22 сентября 1997 года, была признана зарегистрированная на Кипре фирма "Нимонор Инвестмент лимитед". Тогда же с "Нимонор" был заключен договор купли-продажи предприятия, по условиям которого компании (с согласия Комитета кредиторов) была предоставлена отсрочка по уплате покупной цены. Стоимость предприятия должна была выплачиваться траншами, первый из них задерживался, что повлекло за собой задержку выплаты заработной платы коллективу комбината. Первый платеж в счет покупки ВЦБК от "Нимонор Инвестмент лимитед" поступил в ноябре 1997 года и был полностью направлен на погашение задолженности по заработной плате. Второй транш ожидался в январе 1998 года. Одновременно новые собственники предприятия заявили о намерении создать на предприятии службу безопасности и сменить охрану предприятия.

В то же время, по версии обвинения, заинтересованность делами ВЦБК проявил председатель муниципального собрания Выборгского района Ленинградской области Сергей Рубинович - известный в Выборге предприниматель. Имея личную заинтересованность в предприятии, Рубинович направил в охрану предприятия О.Кикибуш (до этого он был сотрудником охранной фирмы "Орион"), который занял должность начальника караула. Кикибуш (в отношении него уголовное дело прекращено в связи с изменением обстановки), в свою очередь, инициировал собрание части трудового коллектива, и хотя кворума на собрании не было, а протокол велся выборочно, мероприятие получило название "конференция трудового коллектива". Сергей Рубинович, по данным предварительного следствия, подкрепленным показаниями свидетелей, направил на конференцию доверенных людей - депутатов Муниципального совета А.Ванторина (ранее возглавлявшего аэропорт Вещево) и В.Кирякова (бывшего директора вещевого рынка, а затем - помощника генерального директора ЗАО "ВЭНКО"), а также своего брата Спартака Рубиновича.

28 января 1998 на конференции трудового коллектива по предложению Кикибуш, Ванторина и Кирякова была создана инициативная группа в составе 21 человека, в которую вошли все вышеперечисленные граждане. 31 января эта группа объявила на предприятии "чрезвычайное положение", охране комбината было дано распоряжение не допускать на территорию предприятия лиц, не являющихся работниками комбината, в том числе и представителей нового собственника. В то же время инициативная группа, состоявшая в значительной степени из людей, ранее не работавших на предприятии, была переименована в Стачком, а затем и в Профком, председателем которого был избран Кикибуш, а Ванторин и Киряков вошли в состав этого органа. Позднее Ванторин частью трудового коллектива был избран "народным директором" ЦБК.

Ванторин начал подготовку предприятия к пуску, провел кадровые перестановки и начал реализовывать имущество комбината, а также готовую продукцию. Вырученные средства переводились на счет Профкома. Одновременно с этим Ванторин, Кикибуш, Снегирев и Киряков самовольно заняли поселковое кабельное телевидение и начали вести агитацию среди жителей поселка, призывая их поддержать действия профкома не поступать на работу в новую "Выборгскую целлюлозно-бумажную кампанию". От имени Профкома был налажен выпуск листовок, неоднократно проводились как санкционированные, так и несанкционированные акции протеста - в частности, перекрывалась трасса "Скандинавия". В дальнейшем Киряков сменил Кикибуша на посту председателя Профкома, и таким образом, по версии следствия, "активно участвовал в организации насилия над судебными приставами и неисполнении решения суда".

Одновременно с этим представители "Нимонор" вели переговоры со Стачкомом-Профкомом, которые, однако, не принесли никакого результата - в феврале 1998 года прокурором города Выборга было возбуждено уголовное дело по ст. 330 УК РФ (самоуправство). Прокурор Ленинградской области санкционировал привлечение к суду депутатов МС Ванторина и Кикибуша. 24 сентября уголовное дело в отношении Ванторина и Кикибуша было направлено в суд. Оба подсудимых были признаны Выборгским районным судом виновными, однако освобождены по амнистии.

15 мая 1998 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск фирмы "Нимонор" - о нечинении препятствий в пользовании имуществом ОАО ВЦБК. Однако Киряков совместно с другими лицами организовал сопротивление принудительному исполнению судебного решения. В частности, Киряков и Кикибуш 21 июля лично руководили сопротивлением судебным приставам - в этот день судебные приставы Белозерова, Шаронова, Гузенко и Веселова, а также заместитель главного судебного пристава Ленинградской области Гаврилов, с участием понятых, конкурсного управляющего Бочкарева, представителей собственника и помощника прокурора Выборга прибыли на Выборгский ЦБК для исполнения судебного решения. Однако собравшаяся у здания заводоуправления толпа (около 150 человек), руководимая Киряковым, Кикибушем и Якушевой, не допустила судебных приставов и представителя прокуратуры на территорию предприятия - с применением силы их вытеснили за пределы комбината. При этом конкурсный управляющий Бочкарев был избит толпой. Конкретных участников избиения установить так и не удалось. В адрес судебных приставов высказывались угрозы. В этой ситуации судебные приставы были вынуждены отложить производство исполнения решения суда до 4 августа 1998 г.

Однако 4 августа Профкомом была сорвана вторая попытка судебных приставов проникнуть на территорию предприятия. После этого судебные приставы обратились за разъяснением в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где им было предписано продолжать исполнение судебного решения. Тем временем, для придания видимости законности своим действиям, Киряков, Ванторин и Кикибуш созвали собрание трудового коллектива и, несмотря на нарушения в ведении собрания, организовали ЗАО "Выборгский ЦБК", изготовили учредительные документы и печати. Директором ЗАО стал Ванторин, Киряков же был избран сначала членом, а затем и председателем Профкома. Одновременно с этим на предприятии были организованы производство и реализация готовой продукции. При этом распоряжение собственностью и финансовые потоки, по утверждению обвинения, на предприятии контролировал председатель муниципального собрания Выборга Сергей Рубинович. В частности, закупки для ВЦБК горюче-смазочных материалов проводились через фирму "ВЭНКО", в которой Сергею Рубиновичу принадлежит 48% акций.

14 мая 1999 года фирма "Нимонор инвестмент лимитед" переуступила свои права на ВЦБК компании Алцем (ЮК ) лтд. Соответственно переуступались и права по исполнению судебного решения. Как сообщили корреспонденту ИА "Росбалт" в Арбитражном суде, 18 мая 1999 года новый собственник обратился в Службу судебных приставов с требованием о принудительном исполнении судебного решения. В начале июня 1999 года представители нового собственника (в том числе А.Сабадаш) попытались начать переговоры с коллективом предприятия, для чего обратились к Кикибушу, Ванторину и Кирякову, рассчитывая разрешить конфликт и вступить в права собственности. Однако Киряков заявил представителям владельца, что все вопросы о собственности ВЦБК решаются лично с Сергеем Рубиновичем. В результате судебными приставами была предпринята еще одна попытка исполнения судебного решения. Для обеспечения безопасности судебных приставов при исполнении решения Арбитражного суда Главным судебным приставом Ленинградской области было направлено письмо начальнику ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием оказать содействие в исполнении судебного решения, а также на период производства исполнительных действий организовать охрану предприятия силами сотрудников ГУВД. Однако письмо это осталось без внимания.

В итоге 9 июля 1999 года судебными приставами была предпринята очередная попытка проникнуть на предприятие. Для обеспечения безопасности приставов в соответствии с договором, были приглашены 9 сотрудников спецотряда "Тайфун" ГУИН. Для обеспечения охраны предприятия в ходе исполнения судебного решения привлекались 40 сотрудников ЧОП "Яна", а также 8 сотрудников вневедомственной охраны Выборгского УВД. Эта попытка проникнуть на предприятие снова была сорвана.

Однако самые драматичные события развернулись 14 октября 1999 года. Тогда еще раз была предпринята попытка исполнения судебного решения - при поддержке бойцов спецотряда "Тайфун". Действия проводились ночью, что, с учетом ранее возникавших ситуаций, закону не противоречит. В здание заводоуправления судебным приставам и бойцам отряда удалось войти почти беспрепятственно, и они приступили к опечатыванию помещений, после чего (примерно в 3:30) в здание одновременно с шести сторон ворвались вооруженные металлическими прутьями, заостренными кольями и кусками свинцовых кабелей люди, которые напали на бойцов отряда и попытались вытеснить их из здания. Сотрудники "Тайфуна", защищая судебных приставов, забаррикадировались на втором этаже здания. Тогда неустановленные следствием лица (хорошо знавшие систему вентиляции здания заводоуправления) пустили в помещения аммиак. Кроме этого, снаружи по окнам стреляли из пистолетов, малокалиберного и охотничьего оружия. "Тайфуновцы" также вынуждены были произвести несколько предупредительных выстрелов. Противостояние продолжалось до 16 часов следующего дня. При этом, судя по обвинительному заключению, Киряков примерно с трех часов ночи находился на месте событий и по громкоговорящей связи из пожарной машины руководил находящейся возле здания заводоуправления толпой.

Вчера судом было зачитано обвинительное заключение, а также установлена личность обвиняемого. Стоит добавить, что Киряков ни по одному из пунктов обвинения не признал себя виновным.

Андрей Копланов, ИА "Росбалт"

Подпишитесь