Posted 16 мая 2001, 07:33
Published 16 мая 2001, 07:33
Modified 2 апреля, 14:59
Updated 2 апреля, 14:59
Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко.
Вопрос: Сергей Владиленович, какие вопросы обсуждались на недавней встрече полпредов с президентом России Владимиром Путиным?
Кириенко: Наиболее важными и новыми, на мой взгляд, были два аспекта. Во-первых, это межбюджетные отношения, потому что задачу о разграничении полномочий президент поставил перед полномочными представителями еще в декабре, и это главная задача 2001 года. Но я считаю, что разграничение полномочий это, прежде всего, деньги. И на проходившей 12 мая встрече президент четко сформулировал, что разграничение полномочий - это вопрос межбюджетных отношений, проблема бюджетного федерализма. И теперь полпредам поручено вести постоянную работу в этом направлении.
Во-вторых, особое внимание на встрече уделялось взаимоотношениям в гражданском обществе, потому что мы должны говорить о разграничении полномочий не только как о разделении обязанностей внутри органов власти и между ними, но и как о взаимодействии органов власти с общественными и гражданскими организациями. И в принципе, это впервые было обозначено как задача полпредов. Хотя в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент посвятил взаимоотношениям в гражданском обществе большую часть. И наиболее интересным, на мой взгляд, было именно то, что контроль над бюджетными отношениями и взаимоотношениями между гражданским обществом, религиозными, национальными, женскими и прочими организациями был назван прямой задачей полномочных представителей.
Вопрос: Какие условия необходимо создать для полноценного развития транспортного коридора 'Север-Юг' на Волге?
Кириенко: Я думаю, что для решения этого вопроса, возможно, надо задуматься о создании РАО 'Волга'. Создание подобного юридического лица могло бы способствовать решению типичной проблемы 'ничьей реки', а сейчас там нет скоординированности действий по ремонту и восстановлению гидросооружений, берегоукреплению, соблюдению уровня воды, наблюдения за экологией. И если такое РАО будет создано, то, независимо от организационно-правовой формы, оно должно быть 100% государственным. А содержаться такое предприятие должно за счет 'водной платы' - отчислений энергетиков, транспортников и т. д. Если такая модель будет создана, тогда можно будет управлять рекой как единым инструментом. Такая модель, например, действует на Рейне. Я считаю, что условия для развития транспортного коридора 'Север-Юг' уже созданы в аспекте приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.
Вопрос: Как Вы думаете, удастся ли СПС на съезде, запланированном на 26 мая, прийти к политическому единодушию?
Кириенко: Мое членство в партии приотановлено, я принципиально считаю, что чиновник не должен совмещать работу партийной деятельность, поэтому в эту проблему я углубляться не буду. Однако на съезд пойду и собираюсь там выступать. Я считаю, что задача, стоящая перед этим съездом СПС - провести самороспуск всех составляющих организаций и сформировать единую партию - будет решена. Также, думаю, получится избрание единого лидера, и конкретно - Бориса Немцова, что, на мой взгляд, предельно правильно. Это позиция, которую я буду поддерживать. Однако это только начало. На съезде будет проведено только организационное объединение, потому что от механического роспуска организаций, входящих в состав СПС, идеологические противоречия между 'Новой силой' и 'Демвыбором России' никуда не денутся.
Ведь что сейчас происходит? Мы видим усиление государства, в стране наконец-то сформировалась позиция власти. И несмотря на то, что существует много всяких мнений по поводу того, что федеральный центр 'давит', самое замечательное, что этот центр вообще появился, потому что еще год назад он не существовал. Вернее, было много центров - и в администрации, и в правительстве, и в Думе были личностные центры, и каждый мнил себя федеральным. А тут появился один, со своей позицией, которую можно обсуждать. Кроме того, есть программа действий, которая интересна тем, что она не декларируется, а реализуется, каждый ее элемент можно 'потрогать'. Может быть, это происходит не так быстро, как хотелось бы, но каждый элемент программы реализуется. Эта консолидация государства неизбежно влияет на политические силы страны. Когда у государства есть собственная позиция, единственный способ выразить свое несогласие - аргументированно подать свою программу.
Это некий вызов и для гражданского общества, и для политических партий.То есть партии тоже должны сначала выстроить организационное объединение с идеологической программой, которая по масштабности, развернутости, долгосрочности соизмерима с представляемой государством. И еще один вызов заключается в том, что в Думу с теми же идеями, с которыми мы выбирались полтора года назад, идти нельзя. Время уже прошло. Кроме того, две трети обещанного уже сделано. Ведь для меня уход в администрацию президента потому и был возможен, что две трети программных задач, с которыми мы шли на выборы 1999 года, уже выполнены.
Еще одна важная проблема, о которой пойдет речь на съезде, а существует ли в стране правая партия? Это большой вопрос. Если посмотреть структуру выборов за последний год, то голосование на две трети было левым, пусть даже не коммунистическим, а социал-демократическим. Абсолютно популистское голосование по 90% социальных законопроектов. Кроме того, начинают довлеть одномандатники, которые говорят, что надо избираться только по одномандатным округам, потому что в стране нет идеологически устойчивой позиции, а есть лишь масса течений. По их мнению, в любой российской партии сегодня, за исключением, пожалуй, коммунистов, происходит то же самое, что было раньше в системе СПС - нет единого центра, единой позиции, единой идеологии. И то, что у государства такая позиция появилась, требует, чтобы четкая идеология появилась и у партий. Надо определяться, потому что сегодня государство в лице правительства и президента очень часто оказывается правее, чем 'Союз правых сил'.
Вопрос: Сколько времени есть у правых на выработку идеологии, чтобы успеть к выборам?
Кириенко: Максимум год.
Вопрос: Успеют?
Кириенко: Если не успеют, то перестанут существовать.
Вопрос: То есть, можно сказать, что для правых это последняя возможность сформировать единую политическую систему?
Вопрос: Но ведь у нас наблюдается полнейшая непредсказуемость, даже некоторая загадочность в кадровой политике. Например, все гадают, что будет после реформы правительства - какая структура, какой персональный состав. То же самое, как и с администрацией...
Кириенко: Я не обладаю информацией по данному поводу. Думаю, что в этой неизвестности как раз и заключается предсказуемость. Неважно, кто на каком посту будет работать, глобально ничего не изменится! Вам пора привыкнуть к тому, что политика перестала быть личностно акцентированной, когда изменение фамилии главы администрации могло все в корне изменить. Это время прошло. Однако в правительстве, особенно в финансово-экономическом блоке, личностный фактор пока, безусловно, значим. А на уровне международных финансовых кругов это, на мой взгляд, просто означает, что предсказуемость здесь будет гарантироваться независимо от личностей. По моему мнению, никаких кардинальных изменений в финансово-экономическом блоке правительства не произойдет. Я тоже могу периодически, клацать зубами и сожалеть, что все делается не так быстро, как хотелось бы, но, тем не менее, принцип предсказуемости срабатывает.
Вопрос: И в регионах тоже?
Кириенко: В принципе, да. Пока, обратите внимание, я зафиксировал позицию предсказуемости только в двух вопросах. И это вопросы внутренней политики, которые в большей степени относятся к федеральному центру. Тем не менее, это имеет значение и для чиновников, Например, мы все прекрасно понимаем, что если бы президент захотел свалить на кого-то историю с "Курском", найти виноватого было бы несложно - находим человека, который не доложил о происшествии вовремя, снимаем его с работы... Также можно было найти крайнего и в Приморье. А ведь, по большому счету, истории с "Курском" и с Приморьем президент взял на себя. И это же тоже задает некоторый параметр предсказуемости.
Кстати, обратите внимание, что при самых разных перестановках, если человек особо сильно не провинился, его не выбрасывают на улицу. Это тоже некоторый сигнал - если вы действуете в рамках государственной политики, то у вас тоже есть некоторые гарантии, что вас не сделают крайним. Президент держит слово, даже тогда, когда это невыгодно. И это - новая вводная российской политики.