Posted 28 февраля 2022, 18:11
Published 28 февраля 2022, 18:11
Modified 1 февраля 2024, 17:30
Updated 1 февраля 2024, 17:30
Реакция Запада на росийскую специальную военную операцию на Украине оказалась необычайно жесткой. По экономике России нанесен такой удар, который она раньше никогда не переживала. Даже дефолт 1998 года в каком-то смысле был меньшим злом. Тогда все произошло быстро, и последствия были ликвидированы буквально за два или три года. При этом положение не ухудшалось, а улучшалось.
Теперь все иначе. Сейчас российской экономике плохо, а будет намного хуже. Причем чем дальше, тем более тяжелой будет ситуация. Конечно же, в первую очередь речь идет о санкциях, наложенных на РФ мировым сообществом.
Это не аналитическая статья про все экономические последствия ограничений, под которые уже попала российская экономика. Плохая новость еще и в том, что это только их начало.
Но какие-то основные беды уже спрогнозировать можно. Назовем хотя бы несколько очевидных:
— Подавляющее большинство россиян станут беднее. Денег будет хватать на гораздо меньший набор продуктов и товаров. Пенсии и прочие социальные выплаты в номинале не уменьшатся, их даже продолжат индексировать, но они тоже существенно «похудеют» в покупательской способности по сравнению с февралем 2022 года.
— Цены резко подскочат и будут расти годы. Вопрос — какими темпами, но явно намного быстрее, чем до 22 февраля 2022-го. Подорожают не только товары, но и услуги. В общем, все.
— Многие компании и предприятия прекратят свое существование, причем это коснется не только частников. Бюджетников тоже ждут сокращения. Официальные цифры безработицы власти будут «рисовать», но скрытая безработица достигнет невиданных доселе масштабов.
— Власти начнут резать бюджетные расходы. Так как они находятся в не очень хорошей интеллектуальной и профессиональной форме (назовем это так), порежут что-нибудь нужное, а что-нибудь ненужное (к примеру, военные расходы, содержание «силовиков» или траты на себя любимых) трогать не будут. Это и приведет к сокращению в госкомпаниях и бюджетных организациях.
— Ограничение на импорт в Россию технологий означает, что через несколько лет ряд производств в России просто закроются. Уже сегодня некоторые останавливаются. В итоге: безработица, дороговизна технологий и обветшание техники. Например, придется летать на разваливающихся старых самолетах.
— Россиян фактически отрезают от валюты. Да, у них могут быть валютные вклады в банках, но, скорее всего, уже скоро саму СКВ выдавать не будут, а придется получать рублевый эквивалент, причем пересчитанный по «специальному» (плохому) курсу. Те, у кого валюта хранится в наличке «под матрасом», пострадают меньше, но если ситуация ухудшится до критической (а в Кремле сейчас упорно трудятся над этим), власти могут ввести «фиксированный» (плохой) курс обмена.
— В стране вырастет преступность и мошенников станет намного больше. Ваши деньги, если они у вас есть, будут больше подвержены опасности.
— Путин и «силовики» обязательно начнут «закручивать гайки» быстрее и жестче. Они просто ничего другого не умеют делать для спасения своей власти. Лукашенко «закручиванием гаек» довел Белоруссию до экономического краха и полной зависимости от РФ всего за год. Только у России никакого внешнего спонсора нет и не будет.
— Из мелочи: платежные системы (VISA, Mastercard) будут работать только внутри России. За границей через карты российских банков вы деньги не снимите. Вообще, выезжать за границу лучше всего будет только с наличкой. А еще все эти «экосистемы» Сбера, «Яндекса» и прочих технологических российских компаний, в общем многое, к чему мы уже успели привыкнуть (такси, доставка, интернет-магазины и все такое), резко вырастет в цене.
Если говорить в общем и целом, эффект уже введенных санкций в том, что российская экономика будет работать все медленнее, а ее издержки будут все выше. По оценкам российского финансиста и эксперта по инвестициям Андрея Мовчана, реакция Центрального банка России показывает, что он оценивает ситуацию как близкую к той, что была в стране в конце 1990-х — начале 2000-х. А еще неделя-другая «спецоперации» — и будет уже как в начале 1990-х.
Как же россияне воспринимают творящуюся в стране экономическую катастрофу? Банально, но очень разнообразно. «Росбалт Like» взял лишь один аспект отношения к происходящему, а именно защитный психологический механизм восприятия плохих новостей — шутки по их поводу.
Вот подборка самых ироничных, саркастичных и мрачно-юморных реакций на начинающийся самый масштабный в истории России экономический кризис.
1.
Речь идет о ВШЭ — Высшей школе экономики.
2.
3.
4.
На фото: глава ЦБ Эльвира Набиуллина и советник президента РФ Максим Орешкин во время сегодняшнего совещания по вопросам экономики с президентом РФ.
5.
6.
Это, кстати, не шутка, так и есть.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.