Posted 14 декабря 2021, 17:49
Published 14 декабря 2021, 17:49
Modified 1 февраля, 16:39
Updated 1 февраля, 16:39
Мир может пережить пандемии многократно более опасные, чем коронавирус. Все дело в изменении климата, а точнее — в глобальном потеплении. Оно уже приводит к таянию вечной мерзлоты — районов планеты, где температура верхней части земной коры на протяжении долгого времени не поднимается выше 0°C. Глубина промерзшего слоя иногда превышает 1000 метров.
Внутри этого природного холодильника «спят» вирусы и бактерии, от которых у иммунной системы людей нет защиты. Но если лед растает, они «проснутся».
Вечная мерзлота занимает около 65% территории России. Поэтому неудивительно, что именно наша страна озаботилась пробуждением древней угрозы.
Корчунов рассказал, что в задачи проекта будет входить оценка «рисков и опасностей», связанных с «деградацией вечной мерзлоты» и «будущими инфекционными заболеваниями».
Уже сейчас мерзлота тает, обнажая останки животных и предметы, которые были заморожены в течение тысяч лет. Например, в последние годы были обнаружены тела шерстистых носорогов, вымерших около 14 000 лет назад, и волчья голова 40 000-летней давности — настолько прекрасно сохранившаяся, что на ней все еще была шерсть.
Таяние мерзлоты даже породило целую полукриминальную индустрию по добыче и продаже останков вымерших животных. Прежде всего — мамонтов. Охотники отправляются на поиски их скелетов, чтобы продать бивни. Находки хорошо сохранившихся останков также вызвали опасения, что болезни, которые могли переносить животные, способны передаться тем же самым охотникам за бивнями.
Как пишет Daily Mail, Жан Мишель Клавери, вирусолог из Университета Экс-Марсель, в прошлом году сообщил о «чрезвычайно убедительных» доказательствах того, что «вы можете оживить бактерии из глубокой вечной мерзлоты».
Профессор Клавери даже сам обнаружил питовирус, который выжил в вечной мерзлоте, а после разморозки начал атаковать и убивать амеб. Хотя питовирус, который до эксперимента находился в замороженном состоянии около 30 000 лет, безвреден для человека, это свидетельствует о том, что давно замороженные вирусы могут «проснуться» и начать повторно заражать живых существ, считает Клавери.
Ученые расходятся во мнениях относительно точного возраста арктической ледяной шапки, вечной мерзлоты, которая ее окружает, и, следовательно, возраста объектов, которые она содержит.
Но большинство размороженных находок, обнаруженных до сих пор, относятся к последнему ледниковому периоду, примерно 115000—11700 лет назад.
Ученые также предупреждают, что таяние вечной мерзлоты представляет еще большую, чем неведомые болезни, угрозу из-за выделения углекислого газа и метана, поскольку органические вещества, запертые в ней, оттаивают и начинают гнить. Оба газа способствуют глобальному потеплению, которое, в свою очередь, стимулирует таяние. Возникает порочный круг, когда один процесс ускоряет другой. Если эта цепная реакция достигнет определенных масштабов, то потепление ускорится в разы, что нанесет непоправимый урон миру, который мы знаем.
Таяние также представляет опасность для российской инфраструктуры и городов, которые были построены в районах вечной мерзлоты. Движение грунтов может разрушить и здания, и все подземные коммуникации — например, трубы водоснабжения. Так уже происходит: в прошлом году причиной масштабного разлива нефти в районе Полярного круга назвали таяние вечной мерзлоты — резервуар с дизельным топливом был поврежден из-за того, что земля вокруг него просела.
Президент России Владимир Путин также говорил, что таяние мерзлоты может нанести непоправимый ущерб биоразнообразию и крайне негативным образом сказаться на экономике и инфраструктуре, создать прямые риски для людей. «Если около 25% приповерхностных слоев вечной мерзлоты (это 3-4 метра) растают к 2100 году, тогда мы это очень почувствуем на себе», — подчеркнул Путин.