Posted 31 марта 2021, 13:15

Published 31 марта 2021, 13:15

Modified 30 марта, 12:01

Updated 30 марта, 12:01

Первые результаты предустановки российского ПО — ненависть к российскому ПО и производителям гаджетов

31 марта 2021, 13:15
Новость о том, что Samsung стал устанавливать неудаляемые сервисы «Яндекса», вызвала негативную реакцию не только в соцсетях, но даже у самой IT-компании.

С 1 апреля в России начнет действовать закон, требующий предустановку российского софта на смартфоны, смарт-ТВ, компьютеры и ноутбуки. Он был подписан президентом РФ еще в декабре 2019 года, и должен был вступить в силу в июле 2020 года. Затем дату перенесли на 1 января 2021 года. Но и тогда он не заработал, дату опять перенесли, на этот раз на 1 апреля 2021 года.

Если судить только по читателям «Росбалта», которых в ноябре 2020 года спросили об их отношении к предустановке российских программ, то эта идея подавляющему большинству не нравится. 91,52% высказались против установки российского ПО на смартфонах, компьютерах и «умных» телевизорах. Поддержали эту идею лишь 4,57% респондентов, затруднились с ответом — 3,90%.

Список программ, которые производитель обязан «вшить» в телефон, выглядит так:

  • «Яндекс.Браузер»
  • Поисковая система «Яндекса»
  • «Яндекс.Диск»
  • «Яндекс.Карты»
  • «Почта Mail.ru»
  • ICQ
  • Голосовой ассистент «Маруся»
  • «Новости Mail.ru»
  • OK Live
  • «ВКонтакте»
  • «Одноклассники»
  • MirPay (только Android)
  • «Госуслуги»
  • «МойОфис Документы»
  • Kaspersky Internet Security (только Android)
  • Applist.ru

Беглый взгляд на перечень показывает, что, к примеру, пользователям Android (а их подавляющее большинство в России) может теоретически понадобиться 3-4 программы из всех. И то, если они до этого не догадались установить их самостоятельно. Другие либо не нужны, либо на телефоне уже стоят их зарубежные аналоги.

На днях, то есть еще до начала действия закона, пользователи смартфонов Samsung неожиданно обнаружили, что после обновления операционной системы у них появились приложения «Яндекс.Браузер», «Яндекс.Диск» и «Яндекс.Карты», которые нельзя удалить.

При этом их «вшили» на телефоны, выпущенные до вступления закона в силу, хотя этого не требуется. В Samsung это объяснили тем, что они выпускают обновления для всего модельного ряда, без учета даты покупки аппарата.

Тут есть логика, но вот зачем их сделали неудаляемыми — этого никто не понимает.

Например, устанавливать российское ПО на свои смартфоны и планшеты согласилась и компания Apple. В iPhone и iPad, в отличие от Samsung, это будет уведомление, которое пользователь увидит при первом включении устройства, и где он сможет выбрать нужный российский софт. Или не выбрать.

Даже в самом «Яндексе» недовольны такой инициативой Samsung. Управляющий директор и член совета директоров группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян прокомментировал неудаление приложений «Яндекса» со смартфонов Samsung в Facebook.

«Мы никогда не просим никого из наших партнеров — будь то производители телефонов, или планшетов, или телевизоров — делать наши приложения неудаляемыми. Мы против этого, потому что так делать плохо для пользователей. Мы не подписывали соглашений про это с производителями телефонов и чисто по-человечески согласны со всеми, кто возмущается — да, так делать нельзя».

Казалось бы, один производитель, выбравший тактику «заставь дурака Богу молиться» при выполнении российских законов, это не проблема. Но на самом деле, если Samsung «осчастливит» российским неудаляемым ПО все свои гаджеты, то ненависть к отечественному софту гарантирована от значительного числа граждан. Смартфоны этой фирмы занимают почти треть рынка, это первое место в стране.

Судя по реакции в соцсетях, южнокорейская фирма вполне может рассчитывать на потерю лидерства в России. Люди буквально кипят негодованием из-за безальтернативно навязанного им ПО, которое еще и занимает значительное место в памяти телефона.

Ранее «Росбалт Like» рассказал, какую реакцию в соцсетях вызвал многочасовой бой элитных подразделений Росгвардии с пенсионером из поселка близ Мытищ.

Подпишитесь