Posted 13 ноября 2015, 16:17
Published 13 ноября 2015, 16:17
Modified 31 марта, 05:30
Updated 31 марта, 05:30
По России катятся акции протеста водителей-дальнобойщиков, работников автотранспортных предприятиий. Автоперевозчики выступают против планов правительства ввести плату для 12-тонных фур за проезд по федеральным дорогам. Акции прокатились по десяткам регионов. Где-то водители ехали с «черепашьей» скоростью по дорогам, тормозя движение, где-то встали в знак протеста, а в Челябинской области вышли на серию одиночных пикетов. Последние, впрочем, быстро переросли в массовые, и местного лидера дальнобойщиков Кирилла Карташкова задержали для объяснений сотрудники полицейского центра «Э». В большинстве регионов полицейские только наблюдали за демонстрацией автомобилистов.
Изначально правительство установило размер платы — 3,73 рубля за километр. Но 10 ноября, явно под давлением перевозчиков и Минэкономразвития (оно предлагало тариф 0,64 рубля за километр), в документ внесли изменения: до 1 марта 2016 года будут брать 1,53 рубля, а потом — 3,06 рубля за километр. Штрафы за неоплаченный проезд 12-тонных автомобилей по федеральным трассам общего пользования с 15 ноября будут взиматься только в Московской области, а в других регионах их введут на полгода позже — в мае 2016 года.
Таким образом, столкнувшись с массовым протестом, правительство пошло на уступки. Однако они временные и потому не устроят никого. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Владимиру Путину доложили об акции дальнобойщиков. Комментируя возможность возникновения проблем с поставками продуктов из-за ситуации с дальнобойщиками и возможного транспортного коллапса, он заявил, что всем сторонам нужно проявлять гибкость и найти компромисс.
В акциях протеста против сборов на дорогах участвуют представители всех сфер автомобильной отрасли, заметил председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей профессионалов Александр Котов. Как рассказал профлидер, протестуют и водители-индивидуалы, и работники крупных компаний-автоперевозчиков, и водители торговых сетей.
«Нашу акцию поддерживают и юрлица, и индивидуальные предприниматели, и «черный», и «серый» сектор участвует. Сборы не нравятся всем. Крупные компании участвуют «опосредованно». Понятно, что, например, водитель из «Магнита» не смог бы протестовать без молчаливого согласия владельца. Однако 11 ноября водители останавливались и стояли час на месте. А ведь у них GPS-контролеры стоят: на пять минут остановился, и у диспетчера лампочка загорается. Но владельцы компаний понимают, что чем больше у них подвижного состава, тем большую сумму им придется платить. Поэтому они поддерживают нашу акцию. Поддержали и малотоннажники. Они тоже понимают, что сегодня максимально разрешенная масса 12 тонн, а завтра будет 7. Сегодня федеральные дороги, а завтра региональные. Они понимают, что ошейник имеет много дырочек, если сегодня его на крайнюю дырочку решили затянуть, то завтра затянут так, что продыху не будет», — заявил Александр Котов.
На сайте «Росбалта» в опросе об отношении к действиям дальнобойщиков более 88% читателей заявили о поддержке протестующих, что говорит о симпатиях общества к водителям.
О намерении оградить автоперевозчиков от произвола правительственных чиновников говорят и в Госдуме. Депутаты фракции КПРФ внесли законопроект, в котором предлагают отложить введение платного проезда до 2017 года. Народные избранники обратили внимание, что функции оператора по взиманию сбора с владельцев большегрузных транспортных средств выполняет частная компания, получившая данные права без проведения конкурсных процедур. В пояснительной записке приводятся сведения Росстата о том, что одним из собственников компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» является предприниматель Игорь Ротенберг (сын Аркадия Ротенберга). Свой законопроект о трехлетнем моратории на введение платы грузовиками массой более 12 тонн внесли также члены фракции "Справедливая Россия".
«Автомобилисты уже заставили правительство пойти на уступки: некоторое снижение ставок оплаты, ограничение по регионам по тем же штрафам. Причем то, как наспех сделаны уступки, говорит о том, что правительство достаточно серьезно испугалось. С другой стороны, это говорит о том, что все эти меры были не слишком хорошо продуманы и экономически не очень просчитаны: если можно так легко маневрировать цифрами, это говорит о том, что они брались с потолка. У дальнобойщиков есть возможности и дальше весьма болезненно воздействовать на ситуацию. Это вне рамок правового поля, но когда это происходит достаточно массово, противодействовать трудно, а попытки точечных репрессий, наоборот, будут обострять ситуацию», — считает доцент НИЭ ВШЭ Павел Кудюкин.
Член совета Конфедерации труда, депутат Астраханской облдумы Олег Шеин отметил, что выступление дальнобойщиков получило серьезный резонанс. «Известно, что бенефициаром закона, предусматривающего взимание платы за проезд машин, является не кто иной, как младший Ротенберг, господин Игорь Ротенберг. Именно он и является владельцем системы, компании «Платон», которая в автоматическом режиме будет считывать данные с машины и потом предъявлять счет. Поэтому надо понимать, что борьба дальнобойщиков имеет противником мощнейшую семью лоббистов, невероятно сильную. Но, с другой стороны, действительно, дальнобойщики подняли принципиально важный вопрос и показали великолепный уровень организации. В условиях, когда население стремительно нищает, при этом на дороги в РФ тратится денег в разы больше, чем в странах зарубежных – хоть в Европе, хоть в Китае. Намерение в очередной раз решить вопрос по поводу ремонта дорог за счет граждан повлечет за собой рост цен для населения», — прокомментировал Шеин.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев согласен, что водители являются потенциально очень активной социальной группой. В то же время в различных регионах эффект от их выступлений будет разниться. Также водителям явно не хватает информационной поддержки. «Перекрытие дорог было бы сразу заметно, но вряд ли они на это пойдут, потому что это чревато серьезными проблемами с законом. Выступления водителей-дальнобойщиков могут повлиять на ситуацию, но в разных регионах по-разному. Самой заметной их акция могла быть в российском анклаве – Калининградской области. Может, если бы речь шла о Москве, то тут вряд ли бы акция была столь заметна. Также вопрос информационного сопровождения, внимания со стороны сетевого сообщества и местных СМИ, является ключевым при проведении каких-то протестных акций. Я находился в длительной поездке за рубежом, но в первый день пребывания в России в соцсетях ничего об этом не увидел, хотя ленту новостей «Фейсбука» просматривал достаточно внимательно», — отметил Калачев.
Недостаточность уже прошедших акций протеста для воздействия на чиновников отметил и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. «Акции протеста пока недостаточно мощные. Они не блокировали значимый объем грузоперевозок, чтобы заставить правительство выбрать между своей алчностью и нормальностью. Пока это только демонстрация. А практика показала, что демонстрация на людей типа Дмитрия Медведева никакого влияния не оказывает. Чтобы такие люди начинали осознавать происходящее, нужны действительно серьезные действия, имеющие последствия даже для них», — подчеркнул Делягин.
Эксперты сходятся в мысли, что автоперевозчики, водители-дальнобойщики потенциально имеют инструменты воздействия на власть. Сегодня большая часть грузов, важнейших для экономики, в том числе продукты, перевозятся автомобильным транспортом. Если автоперевозчики решатся на полноценную забастовку, то нетрудно представить себе результаты. Последствия наверняка можно будет сравнить с октябрьской стачкой 1905 года, начатой железнодорожниками и приведшей к изданию Николаем II «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка».
Дмитрий Ремизов