Posted 31 июля 2014, 20:01
Published 31 июля 2014, 20:01
Modified 31 марта, 12:19
Updated 31 марта, 12:19
Общаясь с журналистам в Симферополе, и.о. главы Управления Федеральной налоговой службы по Крыму Николай Кочанов впервые публично признал то, что всем и так давно ясно: обеспечить Крым продуктами и потребительскими товарами из России невозможно. Керченская паромная переправа работает на пределе возможностей, а когда начнутся осенние и зимние шторма, и вовсе будет вынуждена периодически простаивать. Так что, как минимум, до 2018 года, когда планируется построить мост через Керченский пролив, Крым будет обречен «куплять украiнське».
«Вы знаете, что переход Керченский затруднен, и мы в полной мере не можем себя обеспечить продуктами питания, и другими необходимыми вещами. Поэтому проведена работа с семью крупными (украинскими – прим. авт.) торговыми сетями. Это “Комфи”, “Фокстрот”, “Фуршет”, “Фоззи”, “АТБ”, “Сильпо” и “Фреш”. Они зарегистрированы в Крыму, имеют крымский статус, и все налоги выплачиваются ими в Республику Крым», — рассказал Кочанов.
Между тем, еще одна, не декларируемая открыто причина лояльности новых властей полуострова к украинским торговым сетям – неспособность чиновников обуздать ценовой произвол торговцев. По словам главы минсельхоза Крыма Николая Полюшкина, в регионе сложилась крайне негативная ситуация в ценообразовании сельхозпродукции. «В рознице – полный ценовой беспредел, разница в цене на продукцию между оптом и розницей достигает 100-300%», — заявил Полюшкин.
По мнению министра, решить проблему можно как административно (контролируя цены на местах с привлечением прокуратуры), так и путем организации выездной торговли и еженедельных сельскохозяйственных ярмарок. «Мы поручили райгосадминистрациям организовать этот процесс и обеспечить соответствующее информационное сопровождение, чтобы и покупатели, и производители знали, где купить нашу сельхозпродукцию», — отметил Полюшкин.
Между тем, как сообщили корреспонденту «Росбалта» знакомые крымские предприниматели-пищевики, ценовая вакханалия связана с тем, что почти весь малый и средний бизнес, занятый в этой сфере, работает «в черную». «Я как в 90-е годы вернулся, - рассказывает Алексей К., чья фирма поставляет с Украины кисломолочные продукты. – Все расчеты только наличкой, никаких предоплат. Вчера машина с Западной Украины пришла, отдал им деньги, разгрузил, они уехали. Как они все это сюда провозят, я не знаю и знать не хочу».
По словам другого коммерсанта, украинская таможня на Перекопе берет с пищевиков взятки в размере 10-15% от стоимости товара (украинский закон "Об оккупированных территориях» запрещает юрлицам сотрудничать с зарегистрированными в российском Крыму компаниями), а следующая за ней российская вынуждена закрывать глаза на эмбарго Роспотребнадзора, поскольку иначе магазины полуострова опустеют. Этим в частности он объясняет рост цен.
Но даже с учетом этих надбавок украинские продукты порой на 50% дешевле. Причем не только российских, но уже и крымских. Местные производители мясопродуктов («Скворцово», «Дружба народов») жалуются властям, что не выдерживают конкуренцию с полутеневыми поставками с мясокомбинатов Украины. Власти в ответ интересуются, а на каком это основании крымчане подтянули стоимость своей продукции к российскому уровню, если тарифы и зарплаты здесь еще достигли российских. Начинаются вязкие и долгие разбирательства.
А тем временем, крымские покупатели и туристы отдают предпочтение более дешевым украинским товарам. Как показывает опыт, патриотизму это нисколько не мешает. Тем более, если речь идет о кофе и чае, которые в украинской расфасовке почему-то стоят ровно вдвое дешевле, чем в российской.
Павел Кривошеев