Posted 10 апреля 2014, 13:51
Published 10 апреля 2014, 13:51
Modified 31 марта, 14:08
Updated 31 марта, 14:08
Присоединение к России пока мало изменило повседневную жизнь крымчан и севастопольцев. Все та же благоухающая весна вокруг, те же старые вывески, те же маршруты и маршрутки, тот же набор продуктов в магазинах - разве что, ценники дублированы. На Южном берегу пока безлюдье, но все чаще попадаются машины с российскими номерами, да телеканалы, в основном, российские. Ну и, конечно, очереди за российскими паспортами.
Первыми почувствовали перемены коммерсанты и те, кто часто выезжает за пределы полуострова. Поезда теперь, из-за новой границы в районе Перекопа, идут на 35-40 минут дольше, самолеты из Симферополя летают только в Москву, зато часто и дешево: 2500-3500 рублей в один конец. А уж из Москвы можно отправиться куда угодно.
Правда, по российским загранпаспортам Европа и США жителей Крыма впускать к себе отказываются, но их почти ни у кого здесь еще и нет, А обладатели аналогичных украинских документов на Запад выезжают, как и раньше. Сдавать украинские паспорта при выдаче российских ФМС РФ не требует, только фиксирует в базе их наличие. Правда, на Украине двойное гражданство запрещено, но наказание за обладание паспортом другого государства в законах не прописано, так что даже большинство украинских политиков и олигархов сами втайне имеют паспорта других стран.
Цены потихоньку растут, но растут они и на Украине (курс доллара уже превысил 12 грн), а до российских еще не дотянулись. Например, поездка на троллейбусе в Севастополе стоит 5 рублей, на маршрутке – 14. Цены на бензин пока украинские (около 50 руб. за литр), но по мере перехода на поставки из РФ их обещают опустить на 30%. Правда, с самим топливом начались перебои: его подвоз через Украину по железной дороге прекращен, народ ездит на «запасах».
Пенсии и зарплаты бюджетникам пересчитали в рубли, но пока не повысили. Обещают сделать это то ли в июле, то ли осенью. «Ощущения странные. Обещают рай, но у мужа работы нет, мою бюджетную зарплату пересчитали в рублях без повышений, - говорит знакомая из Ялты. - Ждем перемен, смотрим вперед и все равно любим Россию».
Торговля и валюта
Торговлю с Крымом Киев не закрыл, но легально ввезти почти ничего нельзя: российская таможня еще не заработала, а украинская, в Херсонской области, - придирается: ведь Киев объявил всех, кто работает в Крыму, «коллаборационистами». Но товар есть и в магазинах и на ярмарках – его как-то "протаскивают” и из России, и из Украины. Сколько откуда, определить невозможно, статистики пока нет. На глаз, 80-90% импортных продуктов питания завозят по-прежнему с Украины.
Расплачиваются в основном гривной. Пенсии и зарплаты многие получают уже в рублях, но, получив, меняют на гривны по фиксированному курсу 3,8 - так выгоднее. Владельцы маленьких магазинчиков уже обязаны принимать рубли, но еще не знают, куда девать рублевую наличность: рублевых счетов ни у кого нет.
И это не удивительно, ведь и российских банков в Крыму почти нет. Здесь работал 181 украинский банк, сейчас их отделения закрыты. Некоторые навсегда, некоторые – в ожидании новых правил работы. Будут ли они – неясно, это зависит от политических отношений Киева с Москвой. Проще всего, конечно, продать бизнес россиянам. И тем, вроде, выгодно: Крым - это 2 млн потенциальных клиентов плюс туристы. Но после того, как американские VISA и Mastercard блокировали обслуживание карт «России» и Собинбанка, российские банкиры боятся работать в Крыму.
Поэтому пока пенсии люди получают наличкой на почте, как в СССР. Зарплаты тоже выплачиваются наличными. Как и по каким каналам бухгалтеры их получают – секрет. Бюджетникам сейчас проще, им рубли выделяют централизованно, а вот многим наемным работникам в частных предприятиях зарплат сейчас вообще не платят, и как их семьи выживают, - непонятно.
Связь и почта
Все операторы мобильной связи в Крыму - по-прежнему украинские, и префиксы телефонных номеров тоже (+380…). Для российских Крым все еще заграница и россиянам приходится либо покупать украинские симкарты, либо использовать дорогой роуминг. По общему убеждению, уже пора либо дать крымчанам российские номера, либо перевести абонентов вместе с их украинскими номерами в российскую мобильную сеть.
Но не все так просто. Во-первых, Россия после присоединения Крыма гарантировала неприкосновенность частной собственности, а оборудование сотовых компаний – частное. Во-вторых, эти самые компании на три четверти дочки российских Beeline и MTC. Если россияне переведут крымских абонентов к себе без согласования с Киевом, у них в ответ отнимут миллионы абонентов на Украине и оборудование на сотни миллионов долларов. Кроме того, против российских сотовых компаний страны Запада могут ввести санкции. Это значит, они потеряют не только право роуминга в ЕС и Северной Америке, но и будут заблокированы их западные счета и активы.
Отделения «Укрпочты» в Крыму, несмотря на объявленную национализацию украинских госактивов на полуострове, работают, но работают как-то... односторонне. Отправить письмо на Украину из Крыма можно, и оно дойдет, а получить письмо или посылку с Украины уже нельзя. То же самое с Россией: из Крыма отправить можно, а в Крым нет.
Бизнес
Особенность Крыма в том, что здесь 98 процентов предпринимателей — это малый и средний бизнес. А в России именно ему живется хуже всех: в прошлом году рост налогов убил более 200 тыс. малых и средних предприятий РФ. Есть опасение, что в Крыму российская бюрократия вообще погубит их поголовно: чего стоит один только закон о защите конкуренции, по которому 80% штрафов накладывается на малый и средний бизнес, и уголовные дела против него возбуждаются в той же пропорции. А значит, надо адаптировать законодательство.
С этим пока полный хаос. «Крымские бизнесмены не знают, например, как по российскому законодательству растаможить товар, - пояснил «Коммерсанту» член генсовета "Деловой России" Сергей Габестро. - Возникла масса вопросов о лицензировании, о порядке перехода на бухгалтерию 1С, о создании баз по налогообложению, о перерегистрации предприятий. Неясно, как будут поставляться нефтепродукты, непонятны трафики движения и других товаров. Не запущена пока новая система регистрации прав собственности. Как будут перерегистрировать права на землю, неясно. Как завершить незавершенные сделки с землей, неясно тоже».
В сложной ситуации оказались виноделы. В России не принят закон о вине, как на Украине, поддержки отрасли здесь нет, ее специфика не учитывается. Скажем, крепленые вина в РФ считаются «винными напитками» и облагаются налогами и сборами по другой шкале. Сейчас только акцизы на крымское вино могут вырасти в десятки раз, оно сильно подорожает. Российские виноделы хотят помочь крымчанам и просят принять законопроект «О вине», который пылится в Госдуме под сукном уже 20 лет.
Собственникам частных мини-отелей, в которых здесь отдыхали три четверти туристов, придется еще труднее. Дело в том, что почти вся эта отрасль на Украине была в "тени": люди вообще не платили налогов, только взятки «проверяющим». В РФ для них такой вольницы явно не будет, а если они начнут рассчитываться, как положено, средняя стоимость проживания взлетит с нынешних 600-1500 рублей в сутки до 3000 (во всяком случае так говорят владельцы). Таких денег турист платить не будет, и хозяева пойдут по миру.
«Российскую бюрократию Крым не потянет, будет коллапс экономики, - резюмирует Габестро. - Путаницу с налогами лучше всего решило бы создание СЭЗ: обошлись бы вовсе без таможни и пошлин». Минэкономики РФ уже направило в правительство проект закона о создании СЭЗ в Крыму и в Севастополе по типу калининградской. Обсуждать документ будут 15 апреля.
Личные доходы
Присоединение к России однозначно повысило доходы нескольких категорий крымчан. Это в первую очередь пенсионеры: пенсию к осени им наверняка, как и обещали, удвоят, а делать им для этого ничего особенно не нужно. Это украинские военные, милиция, прокурорские работники, внутренние войска и вообще все силовики: после перехода в российскую юрисдикцию их жалованье вырастет в три раза. Такая же ситуация с мелкими и средними чиновниками. Лучше будут платить работникам образования и прочим бюджетникам.
А вот офицеры и контрактники российского ЧФ потеряли 30% надбавку за службу за рубежом. Старлей, между прочим, получал около 90 тыс. рублей, а командир большого корабля со всеми «накрутками» до 300 тыс. Минус 30% - это чувствительно.
Но эти-то как-нибудь переживут. Все же сейчас в Крыму, пожалуй, труднее всего приходится индивидуальным частным предпринимателям и сотрудникам мелких и средних фирм. Знакомый из Симферополя работает в небольшом крымском банке. В этом году ему на пенсию, и тут вдруг - Россия. Банк, скорее всего, закроется: надо покупать российскую лицензию за десятки миллионов долларов, а у этой конторки таких свободных денег нет. Так что мой знакомый «банкир» всего за 4 месяца до пенсии может стать безработным.
Павел Кривошеев