Posted 7 августа 2015, 08:00
Published 7 августа 2015, 08:00
Modified 31 марта, 06:52
Updated 31 марта, 06:52
Армении не дают покоя «лавры» развитых европейских стран, и она собирается заменить президентское правление на парламентское, то есть основательно «перепахать» Конституцию страны. Впрочем, не исключено, что Европа в данном случае ни при чем – просто Серж Саргсян, который больше не имеет права баллотироваться на пост президента, желает сохранить власть. Но такое возможно только в случае изменения Основного закона, в соответствии с которым первым лицом государства станет премьер-министр. При «благоприятном» стечении обстоятельств этот пост может занять нынешний глава государства.
Здесь стоит уточнить некоторые детали. По проекту новой Конституции, высшим органом исполнительной власти является правительство, отвечающее за внешнюю и внутреннюю политику, общее руководство системой государственного управления. Вооруженные силы подчиняются правительству, а Верховным главнокомандующим является премьер-министр. При этом последний, как и спикер парламента, могут избираться на свои посты более двух раз подряд. Получается, что новая Конституция узаконит то, против чего борются армяне – узурпацию власти.
К этому стоит добавить вообще анекдотичное положение, по которому в однопалатном парламенте, который будет состоять из 101 депутата против нынешних 131, должно быть «стабильное большинство» одной из партий. Если такового не наберется в результате голосования на выборах, состоится второй этап голосования, в котором будут участвовать две партии, набравшие наибольшее количество голосов. И такой вот парламент, укомплектованный только по пропорциональной системе, и, фактически, двухпартийный, будет работать пять лет – до новых выборов.
Что же касается президента, ему отводится роль «английской королевы» в ее армянском варианте. Формальный глава государства может избираться только на один семилетний срок, причем, не прямым общенациональным голосованием, а так называемым «собранием выборщиков», состоящим из депутатов парламента и представителей органов местного самоуправления, равных по численности количеству парламентариев.
Беспартийный (это обязательное условие) «глава государства», по проекту новой Конституции, «воплощает собой национальное единение» и бдит за соблюдением всех норм Основного закона. И еще «армянская королева» имеет право предлагать парламенту премьер-министра, но непременно из партии, победившей на выборах. Однако если депутаты не смогут договориться по кандидатуре премьера, парламент будет распущен.
Президент Саргсян остался доволен вышеуказанными положениями будущей Конституции. Интересно, какой вердикт по ней вынесет в итоге Венецианская комиссия - особенно по части второго тура голосования на парламентских выборах. А еще интереснее, какой будет реакция армянского общества, которое пытаются надуть то так, то эдак, но непременно под демократическими лозунгами.
Агентство «Новости – Армения» приводит мнение эксперта Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, политолога Андрея Арешева. «На практике не совсем понятно, как все это будет работать, и не приведет ли к элементам управленческого хаоса, тем более опасного для государства, вовлеченного в неурегулированный этнополитический конфликт», - сказал он.
Что же касается второго тура голосования в ходе парламентских выборов, по мнению политолога, он «выглядит довольно экзотично»: «Отрицать возможное задействование административного ресурса вряд ли возможно, и чем меньше будет уверенности у правящей партии в прочности своих позиций, тем сильнее может оказаться нужда в его использовании».
По словам Арешева, основные проблемы, которые стоят перед Арменией, прямо не связаны с конкретной формой конституционного устройства страны. Кроме того, «…пока не очевидно, как предлагаемая схема способна позитивно отразиться на социально-экономическом благополучии граждан».
Но важно ли это для сегодняшней правящей верхушки Армении, которая лезет из кожи вон, чтобы добиться хотя бы доброжелательного взгляда США и Европы, а заодно получить все возможные блага от России, которая, вероятно, не склонна заваливать ими Армению. И, вероятно, не случайно в прошлом году глава Конституционного суда Армении Гагик Арутюнян консультировался по конституционной реформе с буквально только что назначенным послом США в Армении. Многие в республике обратили на это внимание. Вряд ли игнорировали этот «эпизод» и в России, а также то, что идея конституционной реформы как таковая была одобрена и Европой.
У многих граждан республики нет сомнения в том, что поспешное изменение Конституции затеяно с целью, так сказать, воспроизводства власти – то есть восхождения на уже новый, но практически единовластный «трон» действующего президента Саргсяна. Определенная часть армянского электората будет оказывать этому активное сопротивление. И помогут ему в этом оппозиционные политики, которые в условиях новой Конституции останутся за бортом законодательного органа и вообще вне какого-либо политического веса.
Это, в свою очередь, означает, что в Армении начнется перегруппировка политических сил, часть которых переметнется к тому полюсу, который имеет наибольшие шансы успеха на выборах. Поэтому с немалой долей вероятности можно прогнозировать не только внутри и межпартийные расколы, но и раскол в самом народе. Таким образом, «майдан» подкрадется к Армении вполне заметно, и подавлять его, наверняка, будут отнюдь не нежно.
Возникает вопрос: станет ли Россия безучастно наблюдать за ситуацией в стане своего «единственного стратегического партнера» на Южном Кавказе или все же примет какие-то меры? Пока в вопросе подготовки новой Конституции она вроде безмолвствует – «не вмешивается во внутренние дела другого государства». Но если почва в Армении созреет до большой «цветной» драки, тогда ей придется отреагировать. Нет, не на уровне демократичности или не демократичности Конституции, а на уровне недопущения управления Арменией политиками, способными игнорировать российские интересы в республике. При этом вовсе необязательно, что Россия будет лоббировать не вполне внятного, с точки зрения внешнеполитической ориентации, Саргсяна. В любой момент может появиться пророссийский «запасной игрок», что тоже чревато внутриполитическими потрясениями в Армении.
Кстати, на поспешность подготовки новой Конституции обратила внимание и исполнительный директор общественной организации «Против правового произвола» Лариса Алавердян. «Скорость, с которой предлагают радикальные изменения, при том что общество является инерционной системой и его самосознание настолько не соответствует предлагаемой модели, может обернуться в лучшем случае формализмом, в худшем – уменьшением стабильности в стране», - сказала она агентству «Новости - Армения». По ее словам, моральное право предлагать столь радикальные предложения имеет та власть, у которой есть большой запас прочности и доверия народа.
О решающем факторе «доверия» в контексте принятия новой Конституции говорит и председатель APR Group Рубен Саркисян. «Судя по опросам, - проинформировал он, - люди попросту не доверяют всему этому процессу, воспринимают Конституцию в качестве чего-то чужеродного. Поэтому нужны разные дискуссии, обсуждения, чтобы прийти к чему-то общему»,- сказал он. По его словам, последние события в стране, связанные с акциями протеста против подорожания электроэнергии, имеют в какой-то степени свой плюс, поскольку общественность начинает участвовать в политических процессах.
Правда, вопрос в том, в какое русло эти процессы могут свернуть. Рассчитывать на то, что изменение Конституции сойдет гладко и для народа, и для власти, вряд ли возможно по простой причине: процесс этот происходит сверху вниз, при том что для относительного успеха дела развиваться он должен в противоположном направлении – то есть снизу вверх, чего в Армении не наблюдается. Впрочем, как и в любой другой стране постсоветского пространства, где власть навязывает народу свои решения, а затем создает иллюзию, что все происходит с точностью до наоборот, и что она выполняет волю народа.
Старая, примитивная, затасканная и малоэффективная практика. И в силу своего низкого КПД действует она краткосрочно – до тех пор, пока против лома не находится прием в виде другого лома. И тогда «сверху» начинается инициирование строительства новой властной пирамиды, но опять же – под конкретное лицо или определенный внешнеполитический заказ под аккомпанемент трескучих демократических лозунгов.
Ирина Джорбенадзе