Posted 11 апреля 2013, 16:01
Published 11 апреля 2013, 16:01
Modified 31 марта, 19:45
Updated 31 марта, 19:45
Напряжение вокруг базы США в Киргизии держится на пике. Эрдоган уехал из Бишкека без твердых обещаний. В администрации президента Атамбаева ждут итогов дипломатической дуэли между Москвой и Вашингтоном.
10 апреля премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган посетил с официальным визитом столицу Киргизии. Формально целями визита были названы подписание двусторонних соглашений, заседание высокого совета стратегического сотрудничества Киргизии и Турции и киргизско-турецкого бизнес форума. Но основной негласной целью визита большинство экспертов сочли попытку уговорить президента Киргизии Алмазбека Атамбаева переменить решение относительно предстоящего вывода базы США из аэропорта Манас. Насколько эта попытка удалась?
Надо заметить, что такое предположение не лишено оснований. С аналогичной миссией нынешний президент Турции, бывший в 2009 году главой турецкого МИДа, Абдулла Гюль прилетел в Бишкек с незапланированным визитом сразу после того, как президент Курманбек Бакиев на пресс-конференции в Москве заявил, что правительство Киргизии решило закрыть американскую военную базу. Результатом этого визита стала отмена денонсации договора и переформатирование военной базы «Ганси» в Манасе в Центр транзитных перевозок - по сути, смена вывески без изменения функций базы.
Турецкое руководство давно, еще со времен президента Акаева, нашло ключики от сердец киргизских руководителей. Как правило, это обещания значительных финансовых вливаний в разрушенную киргизскую экономику. Не стал исключением и нынешний визит. Эрдоган высказал намерение Турции поучаствовать в строительстве железных дорог в Киргизии, Верхненарынского каскада ГЭС и Камбарытинских ГЭС - тех самых, за строительство которых уже готова взяться российская компания «Русгидро». Напомним, в октябре прошлого года в пафосной обстановке президент Киргизии и председатель правления Русгидро заложили капсулу в основание будущей плотины.
Согласился ли киргизский лидер на участие Турции в этих проектах, в официальных документах информация отсутствует. Но прозвучали обещания турецких инвестиций в размере более миллиарда долларов в экономику Киргизии и «смягчения» условий для работы в Киргизии турецкого бизнеса.
Все это выглядит так, как будто турецкая сторона хочет дать киргизскому руководству некие гарантии, что в случае, если из-за отказа вывести базу в Манасе Киргизия лишится российских инвестиций, Турция окажет ей поддержку.
Комментируя результаты визита Эрдогана, бишкекский политолог Марс Сариев сказал: «Турция, как верный союзник США и член НАТО будет предлагать и мягкие меры воздействия, такие как помощь в создании гражданского хаба на территории аэропорта «Манас», и экономическое содействие, так и более жесткие меры. Сейчас идет разведка».
Выступая на пресс-конференции по окончании визита, турецкий премьер заявил, что вопросы о базе в Манасе во время переговоров не затрагивались. «Это суверенное решение киргизского руководства», - сказал он.
«В это сложно поверить, - считает Сариев. – Особенно если обратить внимание на то, что буквально за день до начала визита Эрдогана в Бишкек, он встречался с госсекретарем США Джоном Керри, который прилетал в Анкару. Турки, с подачи американцев, пытаются «соблазнить» киргизское руководство, давая обещания щедрых вложений в страну в обмен на изменение решения по базе в Манасе».
Между тем в Киргизии развернулось достаточно активное движение за вывод американской базы. Активисты инициативной группы «Жон эле» просят проверить информацию о наличии на базе Манас химического и бактериологического оружия. Об этом говорится в их открытом письме к руководителям Киргизии, а также к правительствам других государств — в частности, России и Ирана. Со ссылкой на экспертов участники группы утверждают, что через базу в Манасе проходит переброска наркотиков из Афганистана. Активисты также считают, что НАТО и "даже неправительственные организации, получающие финансирование из западных стран" оказывают давление на власти Киргизии с помощью шантажа с целью оставить базу США в Киргизии и после 2014 года, вопреки ранее достигнутым договоренностям. Во время проведенного недавно пикета около посольства США в Бишкеке инициативная группа пообещала начать сбор подписей, чтобы инициировать всенародный референдум по вопросу закрытия военного объекта США и запрета на транзит через территорию Киргизии войск и военной техники НATO, которые будут выводиться из Афганистана.
Между тем в России констатируют снижение активности участия Киргизии в интеграционных процессах, инициированных российским руководством. Выступая в конце марта в Бишкеке на международной конференции «Киргизия на пути к евразийской интеграции», первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов сказал: «Раньше мы собирались вместе, но теперь все обсуждения в основном проходят на площадке Евразийской экономической комиссии».
«К сожалению, ушел формат переговоров в рамках пятерки, и в результате Киргизия и Таджикистан отошли от этих диалогов, - добавил он. - Нам необходимо найти формат, как Киргизия может присоединиться к этому».
Тем не менее, похоже российские власти, что называется, держат руку на пульсе. «По моей информации буквально за несколько часов до начала визита Эрдогана в Бишкек совершил молниеносный визит Андрей Бельянинов, основной переговорщик между Кремлем и Бишкеком, - говорит Марс Сариев. – Так что, я думаю, Атамбаев не поведется на уговоры турецкой стороны, и будет придерживаться ранее занятой позиции».
Все это свидетельствует об активизации челночной дипломатии и усилении борьбы за Киргизию между Россией и США. В частности, Москва требует от Атамбаева выполнять обещания вывода базы США (в противном случае, видимо, Киргизию угрожают не взять в Евразийский союз), а Вашингтон через Эрдогана требует оставить столь важную для США стратегическую базу в Манасе в неприкосновенности. Куда качнется в конечном итоге чаша весов, предсказать сейчас не возьмется, наверное, никто.
Между тем источник в бишкекском «Белом доме» сообщил, что текст заявления о денонсации договора о размещении базы был готов еще две недели назад и сейчас проходит согласование в правительстве. «Согласование идет под грифом «ДСП», и создается впечатление, что есть серьезная поддержка в парламенте, - сообщил источник на условиях анонимности. – Но сама администрация тянет время под разными поводами: получит одну подпись, потом держит, потом другую позже. Создается впечатление, что чего-то ждут. Мне кажется что-то должно произойти».
11 апреля вечером стало известно, что президент Атамбаев срочно вылетел в столицу Казахстана – главного партнера РФ по Таможенному союзу, куда не раз декларировала желание вступить Киргизия.
Михаил Александров