Posted 30 января, 18:08

Published 30 января, 18:08

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«Есть опасность не только потерять жилье, но и остаться в долгах»

30 января 2024, 18:08
С целью снижения системных и социальных рисков Банк России намерен сокращать доступность ипотеки для заемщиков с высокой долговой нагрузкой.

Российский банковский сектор в минувшем году получил прибыль в размере 3,3 трлн рублей против 203 млрд рублей по итогам 2022 года, следует из данных, обнародованных Банком России. «2023 год был во многих смыслах выдающимся с точки зрения результатов — как роста бизнеса, где очень высокие показатели, так и с точки зрения увеличения кредитного портфеля и притока средств вкладчиков», — заметил по этому поводу на пресс-конференции во вторник директор Департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ РФ Александр Данилов.

Значительная прибыль банков, по его словам, «в каком-то смысле стала сюрпризом» для ЦБ, поскольку оказалась существенно выше прогнозов. Вместе с тем Данилов обратил внимание, что результат 2023 года не стоит рассматривать в отрыве от кризисного 2022-го, так что в среднем прибыль российских банков в эти годы все еще не достигла показателей 2021 года. При этом ЦБ РФ в 2024 году прогнозирует прибыль банков ниже, чем в 2023-м.

У российских банков есть комфортный запас для того, чтобы выходить из ранее введенных для них послаблений и во то же время финансировать предстоящий рост, «так что в этом смысле все хорошо, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить», — резюмировал Данилов.

В числе наиболее важных итогов завершившегося года в Банке России отмечают высокий спрос на кредиты со стороны компаний — в основном для финансирования текущей деятельности и инвестпроектов. При этом, как отметил Данилов, большая часть кредитов выдается в рублях, а в оставшейся части баланс смещается в пользу валют дружественных стран, причем треть всех валютных кредитов номинированы в китайских юанях.

С социальной точки зрения наиболее важной темой по-прежнему остается жилищное кредитование. «Ипотека бьет все рекорды», — так описал ситуацию Данилов.

Действительно, в 2023 году ипотечный портфель банков вырос на невиданные ранее 34,5% (в 2022 году — на 20,4%). В первую очередь, это происходит за счет «первички с господдержкой». Люди потянулись в банки на фоне повышенных инфляционных ожиданий — они поспешили купить недвижимость, чтобы сберечь средства.

Обратив внимание на то, что заемщикам доступно большое количество льготных программ, Данилов дал понять, что Банку России такая ситуация по-прежнему не нравится: «Это в принципе ненормально, когда льготные программы доступны всем — любому человеку с любым доходом, даже если у него пять квартир». В связи с этим в ЦБ намерены приложить усилия, чтобы придать льготным ипотечным программам более адресный характер. «При этом по линии правительства также произошло ужесточение льготных программ», — отметил Данилов.

Важная деталь — несмотря на рост выдачи кредитов на покупку недвижимости, жилье в России не стало доступнее, поскольку доступность ипотеки идет рука об руку с ростом цен на квартиры. Более того, в Центробанке видят «явные признаки перегрева» на этом рынке. Говоря о накоплении рисков в системе, Данилов отметил, что в конце прошлого года 60% ипотечных кредитов выдавались с первоначальным взносом менее 20% от стоимости приобретаемого жилья.

Кроме того, ЦБ беспокоит рост числа заемщиков с высокой долговой нагрузкой — тех, кому приходится тратить на выплаты по кредитам до 80% от своего дохода. Здесь регулятор также намерен продолжить политику, направленную на то, чтобы банкам стало не так выгодно выдавать кредиты проблемным заемщикам. Ведь многие такие люди, как подчеркнул Данилов, в случае потенциального стресса могут не просто лишиться жилья, но еще и остаться должны банку. «Нас такая ситуация беспокоит», — подчеркнул он.

А вот в потребительском кредитовании в конце 2023 года из-за роста ставок и действий ЦБ, напротив, произошло охлаждение. Если по итогам 2023 года темпы роста потребительского кредитования составили 15,7%, то в нынешнем году ЦБ ожидает, что они замедлятся до 3-8%. Тем не менее здесь регулятор также намерен добиваться сокращения числа кредитов, выдаваемых заемщикам с высокой долговой нагрузкой, — «чтобы не было накопления системных и социальных рисков». По словам Данилова, выплаты по кредитам в размере 50-80% от дохода — «это совсем не здорово». При этом он напомнил, что в некоторых странах такое вообще запрещено.

В числе рекордов минувшего года также выделяется высокий приток средств населения в банки — прирост составил 20% вместо 7% годом ранее. Только за минувший декабрь люди положили на банковские счета 2,9 трлн рублей. Правда, здесь сыграл роль и сезонный фактор — традиционное авансирование январских пенсий (которые к тому же были дополнительно проиндексированы), а таже выплаты социальных пособий и годовых бонусов. Средства граждан в рублях выросли как на текущих счетах (на 1,5 трлн рублей), так и на срочных вкладах (на 1,4 трлн рублей). Основной объем вкладов, как и в ноябре, привлечен на срок от шести месяцев до года.

В целом за 2023 год средства населения выросли на 19,7% (7,4 трлн рублей) — до 44,9 трлн рублей. Динамика почти в три раза выше, чем в 2022 году (+6,9%). Этот приток ЦБ объясняет социальными и бюджетными выплатами, ростом заработных плат населения, а также возвратом наличных денег в банки на фоне роста ставок по вкладам. Одновременно снизился объем вкладов в валюте, что, по словам Данилова, «хорошо с точки зрения стабильности банковского сектора».

В целом высокую прибыль банкам в 2023 году обеспечили рост бизнеса, низкие расходы на резервы и валютная переоценка. При этом, несмотря на жесткую денежно-кредитную политику (напомним, во второй половине 2023 года Банк России в пять приемов поднял ключевую ставку более чем в два раза — с 7,5% до 16%), никакого коллапса в стране не произошло. «Экономика продолжает получать кредитные средства», — подчеркнул Данилов.

В этот же день председатель Банка России Эльвира Набиуллина впервые дала отчетливый сигнал о возможном смягчении ДКП. В интервью «РИА Новости» она отметила, что динамика роста цен в России в январе выглядит обнадеживающе, в связи с чем ЦБ видит пространство для снижения ключевой ставки — скорее всего, во второй половине 2024 года.

Но это не значит, что такой исход уже предрешен. «Наша денежно-кредитная политика направлена на то, чтобы обуздать инфляцию и вернуть ее к нашей цели — 4%. Мы для этого повышали ключевую ставку», — вновь напомнила Набиуллина. Так что все зависит от того, как ситуация будет развиваться дальше. «Мы должны убедиться, что тренд на снижение инфляции устойчивый», — уточнила Набиуллина.

Здесь остается добавить, что ближайшее заседание совета директоров Банка России по пересмотру ключевой ставки запланировано на 16 февраля.

Михаил Макаров

Подпишитесь