Posted 29 августа 2023, 20:44
Published 29 августа 2023, 20:44
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Похоже, что эффект от резкого и внепланового повышения ключевой ставки исчерпал себя раньше, чем рассчитывали в Банке России. Курс доллара во вторник превысил 96 рублей, вернувшись к значениям середины августа. Российская валюта теряет позиции также и к к евро, и к юаню, который ЦБ РФ теперь начал указывать первым в курсовых сводках.
Одной из главных причин ослабления рубля большинство аналитиков называют падение спроса на него со стороны компаний-экспортеров в связи с тем, что на минувший понедельник пришелся единый день уплаты НДС, страховых взносов, НДФЛ, НДПИ и акцизов.
Помимо завершения налогового периода, на участников торгов на этой неделе могут оказать влияние новости о состоянии экономики США. Как отмечают эксперты «Интерфакс-ЦЭА», в среду будут опубликованы пересмотренные данные о динамике американского ВВП во втором квартале, которые также будут включать сведения об изменении потребительских цен. В пятницу станут известны августовские показатели рынка труда — уровень безработицы и изменение количества рабочих мест. Они станут одним из ключевых факторов, влияющих на решение по ставке, которое ФРС США примет на сентябрьском заседании.
В свою очередь, эксперт «БКС Экспресс» Дмитрий Бабин отмечает, что продажа иностранной валюты экспортерами в рамках недавней договоренности с властями лишь удерживает рубль от более быстрого и устойчивого ослабления. «Вероятно, для более массированных интервенций пока отсутствует возможность. Скорее всего, это обусловлено тем, что, несмотря на улучшение конъюнктуры рынка нефти, а также в целом относительно высокие цены на сырье, геополитические и санкционные ограничения препятствуют наращиванию российской экспортной выручки как в плане объема поставляемых сырьевых товаров, так и цен на них, отличающихся в меньшую сторону от рыночных», — полагает эксперт.
Кроме того, часть российского экспорта оплачивается ограниченно конвертируемыми валютами, а также рублями, что затрудняет возращение экспортной выручки в страну. В то же время, по словам Бабина, «спрос на инвалюту остается высоким, в первую очередь со стороны импорта, восстановившегося до уровней 2020–2021 годов. Это усугубляется значительным оттоком капитала на фоне большой геополитической неопределенности, а также высоких санкционных и экономических рисков».
Что касается упомянутых «ограниченно конвертируемых валют», то экс-глава банков «ВТБ 24» и «Открытие», а до того министр финансов РФ Михаил Задорнов в колонке для РБК одной из «неочевидных» причин ослабления рубля как раз назвал «зависшие на счетах» индийские рупии. По его словам, Россия в первом полугодии поставила в Индию нефти нефтепродуктов на $30 млрд, при этом российский импорт из этой страны оценивается в $6–7 млрд в год.
«Нам нечего покупать в Индии, но мы не можем эти рупии вернуть, поскольку рупия — неконвертируемая валюта. $30 млрд за полгода — больше, чем все положительное сальдо текущего счета», — отметил экономист. Он назвал возврат валюты в страну способом воздействия на курс рубля, но счел это сложным и долгим процессом из-за санкций против российских банков. По его словам, ситуация с рупиями является непростой задачей, которую должны решить Центробанк и правительство.
«Разумеется, не может быть политического решения, которое не ложится на экономическую почву. Но невозврат выручки от экспорта в Индию — прямая причина падения валютного курса этим летом», — подчеркнул Задорнов.
Незамедлительная реакция на эти слова последовала со стороны министерства энергетики РФ. Там настаивают, что описанная Задорновым модель не соответствует действительности. «Нефтяные компании возвращают большую часть валютной выручки, местом происхождения которой является Россия, независимо от валюты платежа. Задержки не носят системного характера. Таким образом, заявления о том, что проблемы с конвертацией рупий являются причиной ослабления курса рубля, не отражают реальное положение дел», — приводит ТАСС заявление Минэнерго.
Михаил Макаров