Posted 27 декабря 2022, 19:41
Published 27 декабря 2022, 19:41
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Президент России Владимир Путин во вторник подписал указ об ответных мерах на введение Западом потолка цен для российской нефти (также называемого price cap). Согласно документу, опубликованному на сайте Кремля, запрещаются поставки российских нефти (с 1 февраля 2023 года) и нефтепродуктов (с даты, установленной правительством РФ) любым иностранным юридическим и физическим лицам, которые согласятся прямо или косвенно использовать механизм фиксации предельной цены. Эта мера будет действовать на всех этапах поставок до конечного покупателя до 1 июля 2023 года.
Вместе с тем президент РФ сможет принимать специальные решения о поставках нефти и нефтепродуктов, осуществление которых запрещено подписанным указом.
Как ранее писал «Росбалт», 5 декабря вступило в силу эмбарго на поставку российской нефти по морю в Евросоюз. Одновременно с этим ЕС, страны «группы семи» и Австралия ввели регулируемый потолок цен на российскую нефть, поставляемую по морю, на уровне $60 за баррель, а также запретили своим компаниям оказывать транспортные, финансовые и страховые услуги в отношении танкеров, перевозящих нефть из России по цене выше согласованного уровня.
Как заявил во вторник глава Минфина РФ Антон Силуанов, введение рядом недружественных стран потолка цен на российскую нефть не повлияет на исполнение федерального бюджета. «Честно говоря, мы оценок никаких не пересматривали. Почему? Потому что продавать нефть все равно будем», — сказал он, добавив, что «бюджетные обязательства будут исполнены».
Силуанов подчеркнул, что хотя введение price cap — это не рыночное решение, цены все равно остаются рыночными, и Россия продолжит торговлю нефтью с другими странами.
Также Силуанов опроверг слухи о том, что введение price cap вызовет необходимость поднять в России налоги. Минфин, по его словам, не планирует увеличение фискальной нагрузки, даже если возникнут проблемы с наполнением доходной части бюджета.
Что касается Фонда национального благосостояния (ФНБ), то Минфин по итогам 2022 года потратит из него чуть больше 2 трлн рублей. Как заявил Силуанов журналистам, это меньше запланированного, поскольку ФНБ решено сохранять для инвестиций и как резерв. По состоянию на 1 декабря 2022 года объем ФНБ составлял 11,4 трлн рублей ($186,5 млрд или 8,5% ВВП РФ). Принятый трехлетний федеральный бюджет предполагает расходование из ФНБ в 2023 году 2,9 трлн рублей, а в 2024 году — 1,3 трлн рублей.
Также глава Минфина сделал прогноз насчет инфляции в России: «Инфляция снижается. В первом полугодии следующего года точно она будет находиться на низком уровне». Минэкономразвития РФ ожидает значение данного показателя в 2022-м в районе 12%, а в 2023-м — снижение до 5,5%.
Говоря о курсе рубля, помощник президента Максим Орешкин заявил РБК, что нынешнее ослабление российской валюты «не имеет объективного характера» и серьезных предпосылок для продолжения роста доллара и евро нет.
Через неделю после введения потолка США поспешили отчитаться, что эта мера уже привела к снижению цен на российскую нефть. С таким утверждением 12 декабря выступил глава пресс-службы Госдепартамента Нед Прайс. «Ряд стран согласился соблюдать потолок цен. Но даже в случае стран, которые формально не присоединились к нему, лимит оказывает влияние и способствует снижению стоимости российской нефти», — заявил он.
Однако в Саудовской Аравии в тот же день сообщили, что не увидели ощутимых результатов от введения price cap. Кроме того, как отметил министр энергетики принц Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд, механизм реализации ограничительных мер до сих пор неочевиден. «Эти инструменты были разработаны в политических целях, и пока неясно, смогут ли они их достичь», — добавил он.
В минувшее воскресенье Антон Силуанов не исключил, что РФ придется ограничить объем нефтедобычи, при этом поставлять энергоресурсы по ценам, назначенным Западом, она не будет принципиально. «Да, возможно, где-то придется ограничить объемы добычи. Но мы сейчас видим, что наши нефтедобывающие компании переориентируют свои направления поставок с запада на восток, на юг, на другие страны. Мы ищем новых потребителей нефти, а поскольку спрос на нефть, по прогнозам агентств, будет расти, во многом будет зависеть эта ситуация от динамики мировой экономики. Поэтому спрос на нефть будет увеличиваться. Будем искать другие рынки, другую логистику. Возможно, это будет дороже», — заявил глава российского Минфина в интервью телеканалу Asharq News.
Мировые рынки негативно воспринимают такую перспективу, отмечает ТАСС, ссылаясь на публикацию французской деловой газеты Les Echos. Это издание утверждает, что «рынки, на которых уже фиксируется высокая волатильность, опасаются даже незначительного снижения добычи российской нефти».
Газета указывает, что две недели назад цены на нефть достигли самых низких отметок за год. Однако за последние дни они взлетели на фоне страхов уменьшения мирового предложения на рынке нефти, а также увеличения спроса в Китае, который смягчает антиковидные меры. Еще одним фактором, способствовавшим росту цен, стало заявление США о сокращении запасов топлива и начале закупок нефти для восполнения резервов.
В 2021 году РФ стала вторым по величине мировым экспортером нефти (после Саудовской Аравии) с долей на мировом рынке в 10,9%. Согласно данным Федеральной таможенной службы, по итогам 2021 года Россия экспортировала 229,9 млн тонн сырой нефти в 36 стран мира на общую сумму $110,1 млрд. Хотя это и на 8,7 млн тонн меньше, чем в 2020 году, однако из-за роста цен на нефть выручка оказалась на 37,7 млрд больше, чем годом ранее.
Топ-10 крупнейших покупателей российской нефти в 2021 году выглядел так:
При этом Китай остается на первой строчке с 2017 года.
Основным путем экспорта российской нефти в дальнее зарубежье были морские поставки танкерами через порты Новороссийска на Черном море, Приморска и Усть-Луги на Балтике, а на Тихом океане — Козьмино (Приморский край) и Пригородное (Сахалин).
По нефтепроводу «Дружба» в Европу было поставлено 35,9 млн тонн, по нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) и транзитными трубопроводами через Казахстан в Китай — 40 млн тонн.
Михаил Макаров