Posted 13 октября 2022, 20:18

Published 13 октября 2022, 20:18

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Как изменилась повседневная жизнь после начала мобилизации

13 октября 2022, 20:18
Люди в России стали реже покупать технику и ходить в рестораны, зато клиентов прибавилось у ветеринаров и страховщиков.

Частичная мобилизация, объявленная в России, стала стресс-тестом для экономики страны в целом, причем заметнее всего для розничной торговли и сферы услуг.

Ситуация с доходами и ценами

Почти треть (30%) всех денежных доходов в России приходится на долю всего 10% самых обеспеченных граждан. При этом 10% беднейших жителей страны получают лишь 2% из «общего котла». Это следует из данных Росстата за второй квартал этого года, которые публикует РБК.

Если говорить об уровне средних доходов, то верхние 10% граждан получают в 15 раз больше, чем 10% нижних. В абсолютных цифрах это 132,92 тысячи рублей против 8,86 тысячи рублей в месяц (что намного ниже прожиточного минимума, который с июня этого года находится на уровне 13,9 тысячи рублей в месяц).

Как выяснилось, в кризисных условиях богатые теряют больше, чем бедные. Так, если у верхних 10% граждан доходы в реальном выражении за апрель–июнь упали на 2,1%, то нижние 10% стали получать меньше всего на 0,1%.

Что касается уровня цен, то он в России снова начал расти после трех месяцев падения (на 0,52% в августе, 0,39% в июле, 0,35% в июне). По данным ЦБ РФ, в сентябре инфляция в РФ составила 0,05%. С одной стороны, это не так много, а с другой — все же выше ожиданий экспертов. Консенсус-прогноз экономистов на сентябрь, подготовленный «Интерфаксом», предполагал нулевой показатель.

Что с безработицей

Показатели рынка труда последние нескольких месяцев демонстрируют определенную стабильность. «Мы видим не только отсутствие роста безработицы, а даже снижение в несколько последних месяцев», — заявил в четверг в Госдуме министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

Действительно, по данным Росстата, уровень безработицы в России в августе снизился до 3,8%, вновь обновив исторический минимум. Общая численность безработных в России в августе 2022 года составила 2,86 млн человек. В Москве на 1 октября этот показатель составляет 0,45%, зарегистрировано 32,4 тысячи безработных — такая ситуация не меняется с мая этого года.

Хотя ситуация на рынке труда в целом выглядит неплохо, российские власти, в частности, глава Центробанка Эльвира Набиуллина, предупреждают об угрозе так называемой «структурной безработицы». Речь идет о ситуации, когда на рынке есть и вакансии, и люди, ищущие работу, но они не подходят друг другу.

Как меняется потребительское поведение

В период с 21 сентября по 5 октября продажи смартфонов в целом по стране упали на 30%, пишут «Известия», ссылаясь на источник в одной из торговых сетей. Информацию изданию подтвердил и собеседник, близкий к крупному производителю гаджетов.

Российские рестораторы, так до конца и не оправившиеся после ковидного карантина, в последние три недели вновь начали фиксировать снижение количества гостей и падение выручки на 10-30%, но тенденция, по мнению большинства из них, кратковременная, рассказали РИА Новости представители отрасли.

Зато клиентов прибавилось у страховщиков — растет спрос на полисы для выезжающих за рубеж. С 21 сентября по 10 октября продажи таких полисов выросли на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и на 21% по сравнению с таким же периодом месяц назад, рассказал РБК директор по развитию страхового бизнеса «Сравни» Александр Крайник.

Еще одним довольно неожиданным изменением на рынке стал рост спроса на чипирование домашних животных. В России такая процедура не обязательна, однако, она требуется для выезда с питомцем в большинство зарубежных стран. В итоге с 22 сентября по 3 октября спрос на услуги чипирования вырос в 26,5 раза.

При этом за полгода с 25 февраля (когда началась СВО) по 25 августа, было чипировано в четыре раза больше животных по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал РБК директор по развитию московской ветклиники «Биоконтроль» Андрей Суриков.

Без газировки хуже, чем без бургеров

На вопрос, об уходе каких брендов с российского рынка вы сожалеете больше всего, 44,1% респондентов сказали, что никаких. Для остальных самой большой потерей стала IKEA — об этом заявили 27,2% опрошенных.

Среди других популярных брендов были названы Samsung (23,8%), Adidas (17,3%), Apple (15,8%) и Coca-Cola (15,3%), H& M (14,9%), Nike (14,4%), McDonald’s (8,9%). Данные такого исследования, проведенного финансовой онлайн-платформой Webbankir, публикует ТАСС.

Потребители также заметили потери в таких группах товаров, как автомобили и запчасти (36,8%), лекарства (28,4%), бытовая техника и электроника (22,3%). В равной степени сказывается уход зарубежных брендов в таких категориях, как товары повседневного спроса (предметы личной гигиены, бытовая химия, батарейки, посуда и т. п.) и одежда и обувь — об этом заявили 21,9% опрошенных.

В целом эксперты отмечают снижение горизонта планирования у жителей России, что заметно влияет на их экономическую активность.

Михаил Макаров

Подпишитесь