Posted 28 апреля 2022, 17:22
Published 28 апреля 2022, 17:22
Modified 1 февраля, 18:08
Updated 1 февраля, 18:08
В марте и апреле российская экономика уже начала реагировать на западные санкции — в части отраслей приостановлено производство из-за нехватки комплектующих, другим приходится переориентироваться на восточные рынки сбыта. Об этом в интервью «Деловому кварталу» рассказала профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.
«Какой мы сейчас получили кризис? Опять не такой, как два предыдущих. Кризис 2015 года — „упал и очень медленно отжался“: на восстановление ушло четыре года, а по доходам населения не „отжались“ до сих пор. Кризис пандемии — упал, три месяца подумал, а потом за счет эффекта базы вернулся: 2021 год мы закончили очень неплохо, ковидный спад был преодолен».
«Кризис долгий, тяжелый, жесткий», — указала экономист. Первый риск: уход компаний из России. Сейчас полноценно работают четыре автомобильных завода: УАЗ, ГАЗ, китайский Haval в Тульской области и на Дальнем Востоке СП «Соллерса» и Mazda. «КамАЗ» пыхтит, но у него большие проблемы с комплектующими. Количество ушедших торговых сетей велико, непродовольственный рынок ощутимо оголился, высказывает мнение эксперт.
«Третий риск — снижение спроса по ряду групп. За исключением цветной металлургии — там все нормально, дефицит и гигантские цены. Но есть и проблемы: Австралия ввела санкции на поставку глинозема и бокситов, а это 20% сырья „Русала“. И не работает Николаевский глиноземный завод — это еще 10%.